Автосвет

Автор: catarrh
Опубликовано: 128 дней назад (24 мая 2021)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 11 раз — последний 5 июля 2021
+4
Голосов: 4
О машине:
Двигатель: 1,6 16 кл 105 л.с.
Модель: Лада Ларгус 7 мест
Комплектация: Люкс
Цвет кузова: Дипломат
Кратко о машине:
Текущие показатели:
Текущий пробег: 15000
Оценка машины - 9
Дошли руки сделать автовыключение головного света (машина 2019г, но еще без штатного автовыключения света). Теперь в норме переключатель стоит на ближнем свете, при включении зажигания загораются БС и ГО, при выключении - гаснут. При автозапуске горят только габариты, а перед началом движения включается БС (поддержка зажигания выключаеися при включенном ключом зажигании и нажатии на тормоз). При включении обхода клавишей на кожухе рулевой колонки все работает штатно, как если бы автоматики небыло.

Третий раз разрядив аккумулятор ближним светом, всерьез задумался автоматизировать как минимум отключение ближнего света (БС) и габаритов (ГО).
Вроде у ларгусов 2019+ эту проблему обещали решить штатно, но у меня в сборке от июня 2019 ничего такого нет.

Покопавшись в этой теме, осознал, что у ларгуса, как и у других dacia/renault и некоторых других французов, нет реле на головной свет (хотя на ПТФ есть) и подрулевой выключатель является силовым, что иногда вызывает проблемы, в частности - толстые провода в переключателе иногда отпадают (особенно на морозе) из-за частого вращения, от чего перестает работать звуковой сигнал, кнопка которого вращается вместе с переключателем света. Это не главная причина пореже его вращать, но тоже весомая.
Автовыключение же света - вопрос был уже припекающий, три раза свет был забыт и я совсем не уверен в своих способностях избежать такого снова. Это происходит прежде всего из-за отсутствия звукового предупреждения о включенном головном свете в сценарии "программной нейтрали" автозапуска, который держит зажигание включенным через обходное реле до включения режима охраны.
В общем причин автоматизировать выключение света более чем достаточно. Это можно решить и одним реле под рулем, его решали уже многие, много раз и по-разному, но подходящего для себя варианта я так и не нашел. Были готовые решения управления светом от ЭнергоМаш, но вроде их сняли с производства, была еще некая "Незабудка", но эти решения вызывают опасения лишним функционалом (ДХО, который мне не нужен), труднозаменимостью деталей и не соответствуют моим требованиям.

А требования оформились такие:
0. Езжу всегда с БС. Переключатель света в норме будет находиться в положении "Ближний Свет", т.е. включены БС, ГО и подсветка номера и его предполагается не трогать почти никогда. Дальним светом я не пользуюсь, так что его можно игнорировать (или можно им управлять так же, как ближним).
1. Если зажигание включено, но не автозапуском - свет должен включаться (и управляться подрулевым переключателем так же, как обычно).
2. Если зажигание выключено - не должен включаться БС и ГО, вне зависимости от положения переключателя света.
3. БС не должен включаться при автозапуске, свет включается только при начале движения. Идея в том, чтобы не слепить никого светом стоящей машины, пока она прогревается, т.к. зимой темно. ГО могут работать и при автозапуске.
4. Необходима возможность вручную, в одно касание обойти блокировку света, находясь в салоне (если очень хочется включить ГО и БС без включения зажигания).

Пункты 1 и 2 можно частично обеспечить установкой реле в разрыв проводов, питающих свет (например, около левого подрулевого переключателя) и запитав катушку реле от зажигания, но тогда при автозапуске свет тоже будет включаться.
Для отключения света в момент автозапуска можно придумать разные способы, мне показалось самым годным привязаться прямо к состоянию управляющего провода силового модуля сигнализации (StarLine A93), который отвечает за поддержку зажигания. Т.е. если сигнализация поддерживает зажигание - свет должен выключаться, а при выходе из режима поддержки зажигания - включаться снова. Сначала хотел привязаться к концевику ручного тормоза - с ходу не получилось, но это к лучшему - не во всех ситуациях желательно выключение света ручным тормозом.
Пункт 4 решается установкой тумблера, доступного из салона - или включенного параллельно реле света или подающего ток на обмотки реле из постоянно доступного источника.

Т.к. дальним светом я почти не пользуюсь (кроме как поморгать, а по ночам почти не езжу), решил на него забить совсем и не ставить на него реле (а еще не оказалось лишнего реле и места под него жалко). Не заметить включенный ДС вероятность мала, такого еще не случалось, в отличие от БС. На схеме обозначил реле для ДС, но ставить его не стал, обошелся только отключаемыми БС и ГО.



Монтаж выполнен на пропаянных скрутках в термоусадке, использованы стандартные 5-контактные реле в колодках. Полевой транзистор в исполнении TO-220AB закатан в термоусадку вместе с проводами, греться ему не от чего.

Реле включаются в разрыв проводов, подключенных к разъему левого подрулевого переключателя. Тут сначала сделал ошибку, разрезав именно выходящие из переключателя провода (синий B1 и белый B4) - так делать не стоит, т.к. при таком подключении реле БС и ГО не смогут выключить противотуманки, питание которых идет от входящих красных проводов (B2 - для ГО и задних ПТФ, B3 - для БС и передних ПТФ). Провод дальнего света лучше резать именно на выходе (B7), т.к. входящий (B6) питает одновременно ДС и звуковой сигнал, который отключать по-моему нежелательно.
Зажигание взял с провода "зажигание" силового модуля сиги, которое оказалось тут же рядом под приборкой. В цепи от зажигания включен диод, он пригодится при включении ручного обхода автосвета (подробности ниже).
Обмотка реле ГО запитывается от провода зажигания напрямую, а обмотка реле БС (и ДС, если бы оно было) - запитывается через дополнительное реле блокировки света при автозапуске - это реле в покое (когда нет тока через обмотку) открыто, а закрывается оно при поддержке зажигания сигнализацией.
Чтобы по обмотке реле блокировки света пошел ток при активном режиме поддержки зажигания применен P-канальный полевой транзистор, открывающийся отрицательным напряжением на затворе. Затвор подключен к слаботочному проводу, управляющему зажиганием в силовом модуле сиги (вроде это твердотельное реле). Силовой модуль управляется минусом, в неактивном состоянии на нем +12В, а в активном состоянии - корпус.
В "норме" у транзистора на затворе и на истоке +12В - он закрыт. Когда активен режим поддержки зажигания - на затворе появляется "корпус", т.е. напряжение на затворе отрицательное и транзистор открывается, пуская ток по обмотке реле блокировки света, которое размыкает цепь обмотки реле БС (и ДС, если бы оно было).
Замечу, что P-канальный MOSFET - зверь более редкий чем N-канальный (открывающийся положительным напряжением), но в моем случае P-канальный был удобнее, хотелось избежать запитывание лишних элементов при неработающем двигателе - тока через обмотки реле быть не должно, пока зажигание выключено, реле жрут не так мало, как хотелось бы. Т.к. на проводе, управляющем поддержкой зажигания, при неработающем двигателе всегда +12В, надо держать транзистор запертым при +12В на затворе и истоке, нужен P-канальный.
Вообще полевик IRF4905 - довольно мощный, он мог бы запросто сам заменить реле (при стоимости ниже реле), но до полевика дело дошло позже (реле были установлены еще до полевика, сначала намеревался запитать реле блокировки от концевика стояночного тормоза, но хорошо, что это не удалось), так что получилась "гибридная" схема из нескольких реле и полевика. Резисторы (100 Ом на затворе и 4.7кОм для притягивания затвора к +12В) взяты наобум, из того, что было. Между управляющим проводом и затвором небольшое сопротивление (десятки Ом) полезно для избегания высокого тока через затвор, а что-то несколько-килоомное между затвором и истоком призвано гарантировать закрытие транзистора (если управляющий провод где-то отвалится, например).

Наконец, ручной обход автоматики сделан тут же рядом под рулем, постоянно доступные +12В взяты с одного из красных проводов подрулевика и через клавишный выключатель, врезанный в кожух рулевой колонки, подключены к цепи обмотки реле БС (и ДС, если бы оно было) и, через диод, к обмотке реле ГО.
Два диода - на зажигании и на обходе, позволяют избегать ненужного тока - при включении ручного обхода включатся все реле света, но не будет тока через цепь зажигания (что чревато запитыванием лишних потребителей), а при включении зажигания не будет тока через цепь ручного обхода на обмотку реле БС (и ДС).





Таким образом, свет работает, как и требовалось - в норме переключатель стоит на ближнем свете, при включении зажигания загораются БС и ГО, при выключении - гаснут. При автозапуске горят только габариты, а перед началом движения включается БС (поддержка зажигания выключается при включенном ключом зажигании и нажатии на тормоз). При включении обхода клавишей на кожухе рулевой колонки все работает штатно, как если бы автоматики небыло. Хотя реле при обходе все же задействованы (при выходе из строя реле обход не сработает). Реле размещены под приборкой и для их замены придется ее снимать - возможно, стоило найти более доступное место, например слева над педалями. Реле стандартные 5-конактные и заменить их "в поле" несложно, а сгорание транзистора (хотя оно крайне маловероятно) не мешает обычной работе света (а при пробитии - лечится ручным обходом).
О наших журналах:
Создайте свой блог, где вы сможете делиться с форумчанами впечатлениями о машине, рассказывать о доработках вашего Ларгуса, в общем, вести полноценный бортовой журнал.
Комментарии (2)
Олег (oapv) # 24 мая 2021 в 07:43 +1
три реле в ряд легко размещаются внутри кожуха рулевой колонки непосредственно под самим левым переключателем ))
catarrh # 24 мая 2021 в 09:43 0
спасибо, возможно передвину, снимать один кожух попроще, чем приборку :)

Назад