Задняя балка.
Автор: Завгар
Опубликовано: 1546 дней назад (30 августа 2020)
Бортовик: Хроники Ларгуса.
Редактировалось: 8 раз — последний 30 августа 2020
|
+8↑ Голосов: 8 |
О машине:
Двигатель:
1,6 16 кл 105 л.с.
Модель:
Лада Ларгус 7 мест
Комплектация:
Люкс
Цвет кузова:
Ледниковый
Гос номер:
м 013 тр 178
Кратко о машине:
Рано ещё о ней писать!
А вот лет через 15-20 можно и за мемуары сесть.
А вот лет через 15-20 можно и за мемуары сесть.
Текущие показатели:
Текущий пробег:
109000
Оценка машины - 10
Регулировка угла схождения задних колёс для устранения износа резины.
Тема задней балки,угла схождения и связанного с ним износа задней резины была очень популярна в 2012-2014 годах,но потом как то заглохла.Кто то решил эту проблему,кто то смирился и плюнул.Я вспомнил о ней, когда при попытке в очередной раз навести порядок в гараже нашел шаблон,пробный вариант прокладки и заготовки к ним,а в компе нашлись фото тех времен.
Сама процедура регулировки угла схождения была уже многократно описана на сайтах логановодов.Цапфа с осью крепится к балке черырьмя болтами и подкладывая прокладки в вертикальной или горизонтальной плоскости можно регулировать все углы в больших пределах,а в инете даже можно заказать проставки для регулировок.
Поначалу и я как то подзабил на эту проблему,машина то новая,катайся.Хотя характерное "шипение" от задней оси и плохой накат раздражали.Как то, стоя на светофоре, увидел в соседнем ряду "Ларгус" с дичайшим износом внешней стороны резины на задней оси.Решил и я понаблюдать, чем это закончится у меня.Для начала сделал у дилера при прохождении ТО-1 замер на стенде.
Показатели были все в норме,согласно заводским регулировкам.
Так как меня интересовала задняя ось,то из этого замера надо запомнить цифры схождения колеса заднего левого (0°26'), правого (0°20'),суммарное схождение (0°46') и угол тяги (0°03').Это пригодится в дальнейшем для оценки точности стенда и регулировки колес. Мне приходилось делать замеры на разных стендах с разной точностью и разной степенью адекватности "развальщиков", а с этим просто беда.Вот конкретный пример от "СПАРЗа".
Углы развала выдает в "градусах и минутах",а схождения в "миллиметрах".На мою просьбу переключить в настройках стенда показания схождения на "градусы и минуты" был дан ответ:-"Мы всем так делаем и никто не жаловался.А настройки у стенда нерусские и мы не знаем как переключать,это только настройщик делает раз в год."Вот и весь сказ.
А пока начал следить за динамикой процесса износа задней резины.Уже первый визуальный осмотр через пол года эксплуатации показал,что износ внешних сторон колес идет сильнее внутренних,а износ левого колеса сильнее правого т.к. угол схождения у левого больше,что и видно на фото.На всех фото слева левое колесо,справа правое колесо.
15 т.к.
35 т.к.
И вот финал этих наблюдений 45 т.к. Передняя резина сносилась равномерно.
У задней резины предсказуемо сильнее пострадало левое колесо.
Установив новый комплект резины приступил к регулировке схождения колес задней балки.Для начала решил сделать контрольный замер.У дилеру ехать было далеко и дорого,нашел адекватного парнишку в какой-то СТО недалеко от дома и сделал этот замер.
Парнишка только выставил мне схождение передних колес "почти в ноль",как я люблю.Заднюю балку не трогали.У меня с собой был результат первого замера,сделанного у дилера (см.выше).Я обратил его внимание на то,что на его стенде увеличился угол тяги в два раза (0°06') при совпавшем суммарном схождении (0°46').Походив вокруг стенда,попинали колеса,покачали машину руками и пришли с ним к выводу,что была неточно выставленна продольная ось машины и истинное значение угла тяги 0°03'.Проверить это решили в следующий раз,когда я приеду с установленными регулировочными прокладками.
От себя замечу,что отклонение на 0°03'это очень мизерная величина,неспособная хоть как то повлиять на износ резины и направление движения машины и интересует она только такого зануду как я,о чем будет написано ниже.
Поехав в гараж соорудил там из ...овна,досок,чурок,двух рулеток и двухметрового строительного уровня личный стенд и стал на нем вычислять какой толщины нужны прокладки для регулировки.Выяснил что понадобится от 1 мм. до 1.5 мм.Далее приступил к изготовлению самих прокладок.Для получения более точного набора пакета прокладок взял кусок жести от подоконника толщиной 0.8 мм. и жестяную банку с толщиной 0.3 мм.В гараже сохранились только,так сказать,"основная"-которая с "ушами" и "дополнительная" прокладки толщиной 0.8 мм.
"Уши" нужны для закрепления прокладки на балке,чтобы они не потерялись,если вдруг ослабнут болты."Дополнительные" уже подкладываются под "основную" и удерживаются ей от выпадения.На каком то сайте логановодов для регулировки подкладывали шайбы и были случаи когда шайбы рассыпались,полагаю это от малой площади шайбы и высокой нагрузке на узел.Так же метод с шайбами требует полностью выкручивать два болта.Мои прокладки по площади равны почти половине опорной поверхности цапфы и требуют только слегка ослабить болты.За 6 лет эксплуатации болты не ослабли и прокладки на месте.
Почистил и обмерил шаблон,может кому пригодится.
Прокладки решил ставить по две на каждую сторону,одна толщиной 0.8мм. и одна 0.3мм.,общей толщиной 1.1мм.Установка показана на примере левого колеса.Домкратим балку,снимаем колесо,выкручиваем датчик АБС (обведен красным),ослабляем все четыре болта (красные стрелки).
Вставляем прокладки (видна толстая с "ушами",тонкая без "ушей" прилеплена к ней мовилем и не видна).Ставим датчик АБС на место и затягиваем болты.Затягиваем сначала отмеченные зелеными стрелками, а потом красными.
Загибаем "уши" за ребра балки.
Все,можно ставить колесо и ехать на стенд проверять,что я и сделал.Сам расчет прокладок,их изготовление и установка заняли около недели и приехав на стенд я узнал,что парнишка уже уволился,а нового "развальщика" еще не нашли.Опять начались поиски стенда и они привели меня в Стрельну,где тоже оказался толковый специалист.Там я и сделал этот последний замер.
Разглядывая уже дома результат я ,поначалу,обрадовался тому,как ловко я угадал толщину прокладок для левого колеса,получив на нем результат "в ноль".Осталось только рассчитать поправку для правого колеса и дело в шляпе.Но простые математические действия ставили в тупик.Пакет прокладок имел одинаковую толщину 1.1мм. и слева и справа и если верить замерам стенда,сделанным до установки прокладок ,то слева этот пакет "убрал" 0°29' схождения "в ноль",а справа должно было получиться -0°12' (29-17=12),а я вижу только -0°06' в последнем замере.Странно.И тут я обратил внимание на упомянутый мной выше "угол тяги".На последнем замере он оказался равным 0°03' ,как при первом замере у дилера.А если меняется "угол тяги" то и показатели угла схождения левого и правого колеса тоже меняются.Для примера возьмем замер сделанный до установки прокладок:
левое колесо.......угол тяги.......правое колесо
.......0°29' ............ 0°06'.............0°17'
при уменьшении угла тяги на 0°03' на это же количество градусов уменьшится угол схождения левого колеса и на столько же увеличится у правого
левое колесо.......угол тяги.......правое колесо
.......0°26' ............0°03'.............0°20'
И я получил результат как при замере у дилера.Значит если бы я сделал замер на последнем стенде до установки прокладок,то результат совпал бы с первым замером у дилера.Из всего этого делаем вывод,что прокладка толщиной 1.1 мм."убирает" 0°26' "в ноль" и становится понятна цифра получившаяся на правом колесе (20-26=-6).Округлив толщину прокладки до 1 мм.получим таблицу для подбора толщины прокладки при регулировки угла схождения.
1 мм.-----0°26'
0.5 мм.---0°13'
0.25 мм---0°065'
Вынув с правой стороны прокладку толщиной 0.3 мм. я убрал получившийся угол не схождения,а уже расхождения в -0°06' теоретически до "ноля".так так больше замеров не производил,но за 6 лет убедился в равномерном износе задней резины.Опять же, по субъективным ощущениям ,стало меньше шума от задней оси,машина стала легче идти "накатом".
Если вы дочитали до конца и поняли эту мутотень ,что я написал,то вы сможете один раз получив результаты замера на стенде,изготовить и установить прокладки,подобрав нужную вам толщину ,согласно таблице,без последующих визитов на стенд для контроля и забыть о задней балке и быстром износе резины навсегда.
Тема задней балки,угла схождения и связанного с ним износа задней резины была очень популярна в 2012-2014 годах,но потом как то заглохла.Кто то решил эту проблему,кто то смирился и плюнул.Я вспомнил о ней, когда при попытке в очередной раз навести порядок в гараже нашел шаблон,пробный вариант прокладки и заготовки к ним,а в компе нашлись фото тех времен.
Сама процедура регулировки угла схождения была уже многократно описана на сайтах логановодов.Цапфа с осью крепится к балке черырьмя болтами и подкладывая прокладки в вертикальной или горизонтальной плоскости можно регулировать все углы в больших пределах,а в инете даже можно заказать проставки для регулировок.
Поначалу и я как то подзабил на эту проблему,машина то новая,катайся.Хотя характерное "шипение" от задней оси и плохой накат раздражали.Как то, стоя на светофоре, увидел в соседнем ряду "Ларгус" с дичайшим износом внешней стороны резины на задней оси.Решил и я понаблюдать, чем это закончится у меня.Для начала сделал у дилера при прохождении ТО-1 замер на стенде.
Показатели были все в норме,согласно заводским регулировкам.
Так как меня интересовала задняя ось,то из этого замера надо запомнить цифры схождения колеса заднего левого (0°26'), правого (0°20'),суммарное схождение (0°46') и угол тяги (0°03').Это пригодится в дальнейшем для оценки точности стенда и регулировки колес. Мне приходилось делать замеры на разных стендах с разной точностью и разной степенью адекватности "развальщиков", а с этим просто беда.Вот конкретный пример от "СПАРЗа".
Углы развала выдает в "градусах и минутах",а схождения в "миллиметрах".На мою просьбу переключить в настройках стенда показания схождения на "градусы и минуты" был дан ответ:-"Мы всем так делаем и никто не жаловался.А настройки у стенда нерусские и мы не знаем как переключать,это только настройщик делает раз в год."Вот и весь сказ.
А пока начал следить за динамикой процесса износа задней резины.Уже первый визуальный осмотр через пол года эксплуатации показал,что износ внешних сторон колес идет сильнее внутренних,а износ левого колеса сильнее правого т.к. угол схождения у левого больше,что и видно на фото.На всех фото слева левое колесо,справа правое колесо.
15 т.к.
35 т.к.
И вот финал этих наблюдений 45 т.к. Передняя резина сносилась равномерно.
У задней резины предсказуемо сильнее пострадало левое колесо.
Установив новый комплект резины приступил к регулировке схождения колес задней балки.Для начала решил сделать контрольный замер.У дилеру ехать было далеко и дорого,нашел адекватного парнишку в какой-то СТО недалеко от дома и сделал этот замер.
Парнишка только выставил мне схождение передних колес "почти в ноль",как я люблю.Заднюю балку не трогали.У меня с собой был результат первого замера,сделанного у дилера (см.выше).Я обратил его внимание на то,что на его стенде увеличился угол тяги в два раза (0°06') при совпавшем суммарном схождении (0°46').Походив вокруг стенда,попинали колеса,покачали машину руками и пришли с ним к выводу,что была неточно выставленна продольная ось машины и истинное значение угла тяги 0°03'.Проверить это решили в следующий раз,когда я приеду с установленными регулировочными прокладками.
От себя замечу,что отклонение на 0°03'это очень мизерная величина,неспособная хоть как то повлиять на износ резины и направление движения машины и интересует она только такого зануду как я,о чем будет написано ниже.
Поехав в гараж соорудил там из ...овна,досок,чурок,двух рулеток и двухметрового строительного уровня личный стенд и стал на нем вычислять какой толщины нужны прокладки для регулировки.Выяснил что понадобится от 1 мм. до 1.5 мм.Далее приступил к изготовлению самих прокладок.Для получения более точного набора пакета прокладок взял кусок жести от подоконника толщиной 0.8 мм. и жестяную банку с толщиной 0.3 мм.В гараже сохранились только,так сказать,"основная"-которая с "ушами" и "дополнительная" прокладки толщиной 0.8 мм.
"Уши" нужны для закрепления прокладки на балке,чтобы они не потерялись,если вдруг ослабнут болты."Дополнительные" уже подкладываются под "основную" и удерживаются ей от выпадения.На каком то сайте логановодов для регулировки подкладывали шайбы и были случаи когда шайбы рассыпались,полагаю это от малой площади шайбы и высокой нагрузке на узел.Так же метод с шайбами требует полностью выкручивать два болта.Мои прокладки по площади равны почти половине опорной поверхности цапфы и требуют только слегка ослабить болты.За 6 лет эксплуатации болты не ослабли и прокладки на месте.
Почистил и обмерил шаблон,может кому пригодится.
Прокладки решил ставить по две на каждую сторону,одна толщиной 0.8мм. и одна 0.3мм.,общей толщиной 1.1мм.Установка показана на примере левого колеса.Домкратим балку,снимаем колесо,выкручиваем датчик АБС (обведен красным),ослабляем все четыре болта (красные стрелки).
Вставляем прокладки (видна толстая с "ушами",тонкая без "ушей" прилеплена к ней мовилем и не видна).Ставим датчик АБС на место и затягиваем болты.Затягиваем сначала отмеченные зелеными стрелками, а потом красными.
Загибаем "уши" за ребра балки.
Все,можно ставить колесо и ехать на стенд проверять,что я и сделал.Сам расчет прокладок,их изготовление и установка заняли около недели и приехав на стенд я узнал,что парнишка уже уволился,а нового "развальщика" еще не нашли.Опять начались поиски стенда и они привели меня в Стрельну,где тоже оказался толковый специалист.Там я и сделал этот последний замер.
Разглядывая уже дома результат я ,поначалу,обрадовался тому,как ловко я угадал толщину прокладок для левого колеса,получив на нем результат "в ноль".Осталось только рассчитать поправку для правого колеса и дело в шляпе.Но простые математические действия ставили в тупик.Пакет прокладок имел одинаковую толщину 1.1мм. и слева и справа и если верить замерам стенда,сделанным до установки прокладок ,то слева этот пакет "убрал" 0°29' схождения "в ноль",а справа должно было получиться -0°12' (29-17=12),а я вижу только -0°06' в последнем замере.Странно.И тут я обратил внимание на упомянутый мной выше "угол тяги".На последнем замере он оказался равным 0°03' ,как при первом замере у дилера.А если меняется "угол тяги" то и показатели угла схождения левого и правого колеса тоже меняются.Для примера возьмем замер сделанный до установки прокладок:
левое колесо.......угол тяги.......правое колесо
.......0°29' ............ 0°06'.............0°17'
при уменьшении угла тяги на 0°03' на это же количество градусов уменьшится угол схождения левого колеса и на столько же увеличится у правого
левое колесо.......угол тяги.......правое колесо
.......0°26' ............0°03'.............0°20'
И я получил результат как при замере у дилера.Значит если бы я сделал замер на последнем стенде до установки прокладок,то результат совпал бы с первым замером у дилера.Из всего этого делаем вывод,что прокладка толщиной 1.1 мм."убирает" 0°26' "в ноль" и становится понятна цифра получившаяся на правом колесе (20-26=-6).Округлив толщину прокладки до 1 мм.получим таблицу для подбора толщины прокладки при регулировки угла схождения.
1 мм.-----0°26'
0.5 мм.---0°13'
0.25 мм---0°065'
Вынув с правой стороны прокладку толщиной 0.3 мм. я убрал получившийся угол не схождения,а уже расхождения в -0°06' теоретически до "ноля".так так больше замеров не производил,но за 6 лет убедился в равномерном износе задней резины.Опять же, по субъективным ощущениям ,стало меньше шума от задней оси,машина стала легче идти "накатом".
Если вы дочитали до конца и поняли эту мутотень ,что я написал,то вы сможете один раз получив результаты замера на стенде,изготовить и установить прокладки,подобрав нужную вам толщину ,согласно таблице,без последующих визитов на стенд для контроля и забыть о задней балке и быстром износе резины навсегда.
О наших журналах:
Создайте свой блог, где вы сможете делиться с форумчанами впечатлениями о машине, рассказывать о доработках вашего Ларгуса, в общем, вести полноценный бортовой журнал.
Комментарии (7)
# 30 августа 2020 в 18:38 +3 |
# 30 августа 2020 в 20:38 0 | ||
|
# 31 августа 2020 в 01:22 +1 |
# 31 августа 2020 в 01:23 +1 | ||
|
# 31 августа 2020 в 06:35 +3 | ||
|
# 31 августа 2020 в 15:02 +1 | ||
|
# 1 сентября 2020 в 07:34 +2 |