Некоторые данные моего автомобиля:
«Москвич-412 АЗЛК»
Дата выпуска: сентябрь 1975 г.
Цвет: «Золотое Руно»
Двигатель: «УМЗ-412», 1478 см3, степень сжатия 8.8, мощность 75 л.с.
Карбюратор: «ДААЗ-2107-20», адаптированный под «УМЗ-412» (параметры, близкие к «ДААЗ-2140-70»)
Коробка передач: «412»
Главная передача: 4,22
Тормоза: барабанные, раздельные, с вакуумным усилителем и с регулятором давления в задних тормозах
Шины: 6.45-13 модель М-145 (Россия)
Бензин: А-92 / АИ-93 / А-95
Масло для двигателя: «Mannol Universal» 15W-40 API SG/CD (Германия)
Масло для коробки передач: «Castrol» EP 140 GL-4 (Турция)
Масло для главной передачи: «Liqui Moly» 85W90 GL-5 (Германия)
Охлаждающая жидкость: «SINTEC UNIVERSAL S11» (Россия)
Тормозная жидкость: «ROSDOT 4» (Россия)
Пробег на момент начала поездки: 148 116 км
Пробег на момент конца поездки: 157 153 км
Идею поездки в Европу на собственном, да еще и советском «Москвиче» я вынашивал давно. То ли эта мысль была навеяна юношеской романтикой с приключениями (кстати, живет во мне до сих пор), которая была связана с любовью к советской автомобильной технике – «Волгам», «Москвичам», «Запорожцам» (все эти машины в разные годы были в семье), то ли неоднократными просмотрами отечественных художественных фильмов о международных автомобильных соревнованиях – «Гонщики», «Мировой парень»… Не знаю, чем больше, а скорее всего и тем и другим. Мысль прокатиться по Европе на «Москвич-412» АЗЛК, как в фильме Игоря Масленникова, буквально не выходила из головы уже несколько лет: я тайно мечтал, читал рассказы о поездках, представлял себе дороги, автобаны, улицы городов, людей, восторженные взгляды, фотографии (все это естественно было потом)… И все это время не представлялось возможным выехать по разным объективным и субъективным причинам: семья, дети маленькие, работа, да и сама внутренняя подготовка к такому серьезному пробегу. Повторяю, непросто было принять решение.
За своего «железного коня» я был как-то спокоен: это была рабочая машина, до недавнего времени эксплуатируемая круглый год. До недавнего — потому что появилась вторая «любимая» машина «Hyundai Sonata EF» — «Соня» арабской сборки, своего рода «арабский скакун» с корейской родословной и 2-х литровым двигателем, и нашему «Масику» стало существенно легче в плане рабочей нагрузки. Но надо отметить, что на своем любимом «Москвиче» мы ежегодно летом с семьей в 4 человека, часто с друзьями выезжали далеко за пределы города километров за 200 – 250 в горы, на высоту более 2000 метров над уровнем моря, а летом 2010-го совершили поездку в Иран, в начале осени 2013-го в Грузию.
А первый раз в дальнюю поездку с семьей на моем «Москвиче» я решился в далеком 2003-м, перегоняя его из Воронежа – с места постоянной стоянки в гараже (ему была уготована участь продажи на разборку) до моего с ним знакомства, домой в Баку (более 2200 км с заездом в Тулу и Калугу). Машина заслуживала доверие своей надежностью и неприхотливостью. Но, как говорится, годы берут свое – нужно было учитывать и ее возраст, приближавшийся к четвертому десятку. Надо сказать, что дальняя поездка для меня была делом не новым. Еще в советские годы мы с родителями ездили на белом «Москвич-2140» в 1980-м из Баку в Киев, затем в 1984-м из Баку в Москву.
А сейчас предстояла Европа, да еще не на новой машине… Терзали сомнения: а получу ли я визу для поездки на своем авто (здесь у нас это не практикуется), а пустят ли в Европу на машине с таким «солидным» возрастом? А выдержит ли сама машина после размеренных и коротких городских поездок такой интенсивной езды, пусть даже по автобанам? А выдержит ли экипаж? Все эти вопросы не давали мне покоя. А еще — то тут, то там слышал разговоры, что на советских машинах туда и близко не пускают, а в страны Шенгена мы собрались впервые. За несколько месяцев буквально «перелопатил» Интернет на предмет поездки на советской или российской машине в Европу, читал очерки, рассказы и отчеты о путешествиях на различных машинах, десятки раз прокладывал и рассчитывал в Google maps разные маршруты, подсчитывал расход топлива, смотрел информацию о странах, городах и дорогах, правилах дорожного движения. К тому же в это время я познакомился с членами венгерского клуба «Москвич» и заручился их моральной поддержкой.
Наконец, час «Х» настал (была середина марта). Набравшись решимости, осмотрев и подготовив машину (заменил масло и фильтры двигателя, проверил уровни в КП и ГП, крепление агрегатов, заменил начавшую скрипеть в поездке по Грузии заднюю крестовину карданного вала), закупив небольшой запасик мелких запчастей, герметиков и ламп, составив подробный график поездки, отправился в посольство Венгрии подавать на визу. Для меня это был самый трудный, но преодолимый барьер. Сказано – сделано: после долгих стояний в очередях и беготни по нотариусам для заверки необходимых документов, выполнения формальностей по срокам выдачи, на троих членов семьи, как и планировалось, получены долгожданные Шенгенские визы. Экипаж машины – два моих 18-летних сына и я, причем водительское удостоверение было только у меня. Спросите, почему для виз именно в посольство Венгрии мы обратились? Очень просто – на предстоящем нам маршруте первая при въезде в Шенгенскую зону страна – Венгрия и при выезде последняя. Точно также меня и спросил консул – почему именно Венгрия и почему не на самолете. Выслушав мои доводы, по поездке вопросов больше не задавали.
К большому сожалению, как и следовало ожидать, на мой график поездки, даты въезда в Шенген, бронирования там отелей с письменным подтверждением, печатями и подписями (требуется обязательно!) в посольстве особого внимания не обратили, опять же выдержали свои формальности по срокам рассмотрения документов и выдали визу, начинавшуюся через 2 дня после указанной в представленном при подаче документов графике начала поездки. То есть получалось по срокам так, что расстояние почти в 3500 км от Баку до границы Венгрии я должен был бы преодолеть за 2 дня!
Итак, в путь! Утро 21 марта, стоит ясная погода, время 06.15, полный бак, на счетчике спидометра 48 116 км. Выезжаем в Грузию на 2 машинах. Друзья едут с нами на своем темно-фиолетовом, почти чернильного цвета «Mercedes-Benz C180» с кузовом «универсал» до Тбилиси, а оттуда мы втроем проследуем дальше отдельно в Турцию, а они – по Грузии. Надо сказать, что во всех наших поездках как мы ни старались, машина оказывалась полностью загруженной – 4 человека + вся поклажа частично в салоне, а частично в багажнике (что выражало некоторую растерянность у пограничников и таможенников – то ли проверять, то ли нет). И в этот раз, кажется, мы не учли опыта наших прошлых путешествий. Нам пришлось взять пассажира — нашего хорошего друга до Тбилиси (нас стало 4), а большую сумку из салона переложили в багажник «Мерседеса», там ехало 5 человек. Впереди 586 км пути по горам Большого Кавказа. Эту дорогу мы проезжали не однажды, однако каждый раз неизменно любуешься открывающейся перед тобой красотой природы. Кавказские горы, с их крутыми подъемами и спусками, серпантинами всегда поражают своей величественной красотой: склоны, покрытые зеленными лугами, густыми лесами, извивающиеся меж гор и берущие начало с самих ледников, горные ручейки и реки с ледяной водой, селения, затерявшиеся высоко в горах, а ближе к Грузии уже проглядывают большие вершины, уходящие под самое небо, покрытые ослепительно белым снегом. Нерукотворная красота!
Время поездки в Европу я выбрал не случайно именно весной – природа просыпается, все красиво кругом, а на дорогах не много машин, бензин и отели в Европе дешевле, да и с местом в отелях не будет проблем. Ехали долго, иногда останавливаясь, чтобы выпить чай и перекусить. Вообще, я заметил – трудно даются первые 500 — 600 км пути, а потом как-то «входит в привычку» проезжать по столько же в день.
После наших хороших дорог, после границы в Лагодехи Грузия встретила нас не очень гладким дорожным покрытием. Если в сентябре прошлого года мы проехали по ним на приличной скорости, то сейчас, дороги оставляли желать лучшего – то там, то сям прямоугольные лотки, подготовленные для ремонта покрытия или же просто ухабы и достаточно глубокие ямки, в которых проглядывается несколько слоев асфальта. Пришлось снизить скорость до 50-60 км/час, чтобы не влететь в такую ямку и не разбить подвеску. Из северной части Азербайджана в Грузию дорога пролегает через прославившуюся своим виноградом и вином древнюю Кахетию. На одном участке после Цнори дорога пролегает через несколько маленьких селений, расположенных на склоне горы буквально подряд друг за другом Дорога узкая, местами очень даже, петляет в населенных пунктах, изобилуя крутыми подъемами и поворотами под 90, а порой и под 180 градусов, приходится активно «работать» рулем, педалями и рычагом КП, переключая между 1-й и 2-й передачами, а при появлении большой машины с прицепом, нужно бывает с осторожностью разъезжаться. Уже преодолев все подъемы и поднявшись на самую высокую точку дороги, между домами перед путником открывается великолепный вид на известную своей историей и виноградниками Алазанскую долину.
Успешно преодолев «серпантин» из подъемов и крутых поворотов меж селений, мы продолжили поездку. Далее дорога выравнивается и несет нас в направлении Тбилиси и чем ближе, тем больше встречается машин и увеличивающийся поток. Стало трудно ехать – заходящее солнце бьет прямо в глаза, порой ослепляя, ни солнечные очки, ни противосолнечный козырек не помогают, приходится ехать очень осторожно, чтобы не вылететь на «встречку». Справа у обочины горят синие «мигалки» — это медленно едет дорожная полиция. Она здесь не прячется и всегда ездит с включенными сигнальными огнями. Опережаем полицейскую машину, соблюдая скоростной режим. В зеркале вижу, что «полисмены» прибавили скорость, стали обгонять и внимательно посмотрев на нашу машину, развернулись в обратном направлении. Надо сказать, что при приближении к грузинской столице отсутствуют указатели и наш пассажир стал проявлять нетерпение, поминутно спрашивая, сколько осталось до Тбилиси и почему нет указателей. На часах 19.00 въезжаем в Тбилиси с юго-востока по дороге, на которой идет ремонт дорожного покрытия. Стоит пыль и приходится лавировать между ямами, выбоинами и бугорками еще неснятого асфальта. В Тбилиси обращает на себя внимание количество величественных памятников и автозаправок. Складывается впечатление, что не наша страна Азербайджан добывает и экспортирует нефть, а Грузия. У отеля в Тбилиси мы простились с друзьями, передав им нашего пассажира и забрав сумку с вещами, поехали искать забронированный заранее отель «VIZIT» в старой части города. Время 20.00, на спидометре 48702 км. «Коня» припарковали на узкой улице под окном отеля неподалеку от продавцов фруктов. Утром, спустившись на улицу, увидел группу молодых людей, которые фотографировались рядом с нашей машиной.
Утро 22 марта, погода солнечная. После завтрака собираемся ехать дальше. Путь предстоит неблизкий – до Трабзона (Турция) 590 км. Перед отелем на улице затор: на узкой улице много машин и маршруток. Пока загружались, нас обступило несколько человек, с любопытством рассматривая и спрашивая про автомобиль. Осторожно перестраиваясь, начинаем движение к северу на выезд из грузинской столицы. Узкие улицы с напряженным потоком сменяются широкими проспектом Сенаки-Леселидзе с 3-полосным движением. И вот мы выехали за город, оставив позади величественный храм в древней столице Грузии – Мцхета и на горе напротив монастырь Джвари ("Крест"), относящийся к VII веку. Если подняться на гору к монастырю (в сентябре 2013-го мы на «Москвиче» так и сделали), то перед Вами откроется великолепный вид на место слияния Куры и Арагви, воспетые М.Ю.Лермонтовым в «Мцыри»:
«…Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры…»
Едем по современному автобану, скорость 80 — 90 км/час. Попробовали поднять до 120 км/час, но передумав, снизили: «тише едешь – дальше будешь».
Слева от нас горы покрытые снегом, справа, вдали также видны горы со снегом на макушках.
Хорошая дорога, красивый пейзаж — все это придает прекрасное настроение, которое всегда необходимо в дальней поездке. Широкий современный автобан сменяется горной дорогой с туннелями. Очень много красивых видов на природу, крутые повороты и спуски. Лучше гор могут быть только горы! Вдоль горной дороги у обочин продается всякая домашняя утварь, сделанная из неглазированной глины – горшки, кастрюли, чайники, кувшины, стаканчики, блюда, тарелки, подносы, сувенирные фигурки. Видимо глина добывается недалеко и это – местный промысел. Чем ближе к Кутаиси – тем больше меняется дорога, переходя от шоссе к обычной загородной 2-х полосной дороге с обычными трещинами и выбоинами на асфальте. Проезжаем Кутаиси – промышленный город на западе Грузии. Когда-то здесь работал автозавод, собиравший знаменитые седельные тягачи «Колхида» с «зиловскими» движками. На обочине вдоль дороги на въезде можно встретить автомастерские с элементами и целыми фрагментами кузовов легковушек (в Кутаиси находится крупнейший авторынок на Кавказе).
Дорога ведет нас в Батуми, а оттуда до турецкой границы – рукой подать. А вот и Черное море: справа открывается вид на небольшой залив. Дорога, не очень хорошего качества внезапно сменяется современным автобаном. Прямо по курсу и слева – горные вершины, с шапкой снега, даже здесь, недалеко от моря.
Но настораживает одно – отсутствие машин на этой дороге, только изредка, встречаются 1-2 машины. Туда ли едем? Вроде по указателю… На имеющейся у сына мобиле «Nokia» не оказалось карты Грузии и GPS нам ничего не подсказал. Нас обгоняет «Мерседес» с турецкими номерами и мы уже с уверенностью следуем за ним. Как впоследствии оказалось, что до Батуми есть окружная дорога, по которой едут большегрузные машины и автобусы.
Миновав узкий серпантин из подъемов и спусков с крутыми поворотами, ямами и ухабами, мы, наконец, въезжаем в Батуми. Город впечатляет своей многообразной пестрой жизнью. Впереди, за портом, чуть ли не в море, видны причудливые то ли небоскреб, то ли аттракционы, колесо обозрения.
На улицах много автомобилей, с прицепами большие грузовые, автобусы, люди, спешащие куда-то по делам, на каждом шагу «Exchange», банки и страховые компании. Справившись у прохожих и выбрав направление по наличию большегрузных машин, дозаправив на АЗС в последний раз 10 литров А-92 «Регуляр» (полный бак, т.к. в Турции бензин очень дорогой), движемся к границе. На спидометре 49 104 км, мы покидаем территорию Грузии.
Комментарии 33
Пишите и описываете как настоявший поэт, когда нибуть я по вашему маршруту и по бортжурналу пройду этот путь на своем ретрокаре )
просто супер !
Очень интересно написал… Читается легко… Только у одной пассажирки того мерседеса появился вопрос… Никто не спросил а куда пошел ваш пассажир, ибо в мерседесе и так было 5 человек :) Мы тоже надолго запомнили то путешествие от Каспия до Черного моря :) А особенно пассажирка в багажнике :) Благо кузов — универсал :)
Невероятно!
Кажется, у меня появилась новая мечта… Сделаю своего и обязательно совершу что-то подобное.
Очень интересно описан путь, хорошие фотографии, много информации, которая читается "на одном дыхании".
Единственный вопрос, в записи про это есть, но вскользь: в Европе достаточно серьезно относятся к экологии и автомобилям в плане экологичности. Неужели получение разрешения на въезд (или как оно именуется) на собственном автомобиле такого далекого года выпуска прошло совершенно без проблем?
Спасибо! Страхами насчет экологии и запретов на старые советские автомобили изобилует интернет. Но я пошел напролом: при получении визы, как положено, просто предъявил техпаспорт и права (копии они оставили у себя). Никаких вопросов по поводу возраста машины и ее технического состояния не было. Я был готов его представить воочию. То же самое при пересечении границы Шенгенской зоны — никто ничего не спросил.
Это очень хорошо, спасибо за информацию!
Да, молодцы! Москвиченок порадовал, а текст написан так терпеливо, как в книге описание фантастического приключения=)))
Супер просто!=))
Moloci, maio vam uvajenie.
Спасибо. Хотелось вписать еще одну яркую страницу в историю этой машины.
I vam eto udalos, i voobshe mashine povezlo s xoziainom, vo pervix vi bolshoi molodiec chto ubedili bivshuiu xoziaiku mashini prodat iio vam i peregnali iz Voroneja v Baku k sebe domoi, tem samim spasli iio ot razbora, ne govoria o toi jenshine kotoraia xotela io kupit u vas v turcii.
Не все писатели так пишут. Грамотно, увлекательно, интересно, легко читается. Спасибо! А Вам респект за такое путешествие!
Отличное начало, продолжаю читать дальше.
Класс! а не проще было через Украину проехать?
Не хотел через Дагестан ехать — печальный опыт… Мечтал всю Турцию с Востока на Запад проехать и в Стамбуле побывать.
понятно. У нас тоже места есть, которые посмотреть можно. можно в обратку через Украину проехать, правда дороги не супер.
Особенно в Херсонсокой области, знаю по опыту) Или все таки уже сделали?
Молодец
Там с Баку один на 21 волге в Америку проехал
круто
Шикарное путешествие, очень смелый человек! Здорово!