Продолжение, начало:
Причины выхода из строя шарниров.
Что под пыльниками.
Всем привет! Так как мое исследование нескольких разных стоек стабилизатора показало, что независимо от крутизны бренда, в шарниры производитель закладывает смазку только для вида, т.е. с гулькин нос. В этом проявляется конфликт интересов производителя и потребителя. Производителю хочется продавать своего товара побольше и почаще, а потребителю хочется поставить запчасть на автомобиль и забыть о ней на несколько лет. Поэтому и у меня, как у потребителя, возник естественный вопрос, чем смазать шарниры по-человечески.
Но продать побольше товара хотят и производители смазок, поэтому на рынке представлены тысячи различных смазок, выбирай на вкус. Это нам только на руку! С этими оптимистичными мыслями я и засел за поисковик, в расчете быстренько подобрать с помощью Интернет хорошую и недорогую смазку. Как я был наивен в тот момент!
Отниму у читателя несколько минут, может, он захочет пройти мой путь самостоятельно. Итак, забив в поисковике незамысловатую комбинацию слов "смазка для шарниров подвески", я получил огромное количество ссылок на всякую херню не совсем то, что мне нужно. Я стойко и внимательно просмотрел большое количество ссылок, побывал на профильных и непрофильных форумах, узнал много нового о смазках, но все это было "не то пальто". Многочисленные и очень продвинутые "гуру" в области смазок и вообще во всех областях науки и техники, долго и очень умными словами обсуждают на этих форумах различные характеристики смазок типа "низкотемпературный момент вращения" и т.п. Но я же простой колхозник, мне бы шарниры в своей телеге смазать, и желательно правильной смазкой.
Как вспомню, так вздрогну. Я провел в поисках несколько дней. Все какая-то вода, никакой конкретики. В итоге, не добившись от всемирной паутины внятных рекомендаций, плюнул и сделал все по-своему. Итак, что мне нужно? Правильно, смазать шарнир, который будет работать в подвеске или в рулевом механизме автомобиля при температуре окружающего воздуха от -30 до +50 градусов по Цельсию, и желательно, чтобы смазка не портила пыльник. А это значит, нам нужна смазка со следующими характеристиками:
1. Диапазон рабочих температур примерно от -30 до +100 гр.C (чем шире диапазон, тем лучше).
2. Водостойкая, устойчивая к вымыванию водой.
3. Хорошая прилипаемость к металлу (чтобы шарнир не оголялся и в него не проникала вода).
4. Не агрессивная к резине пыльника.
5. Консистенция по классификации NLGI желательно 2 (мягкая) или на крайний случай 3 (переходная от мягкой к средней твердости, т.е. чуть погуще, чем мягкая). Для информации, широко известные смазки ШРУС-4 и Литол-24 имеют консистенцию NLGI 2 и NLGI 3 соответственно.
Как я уже сказал выше, выбор смазок огромен, но почему-то именно для шарниров в свободной продаже не предлагается НИЧЕГО. Рынок наводнен так называемыми "многоцелевыми" или "универсальными" смазками. Прочитав аннотации производителей, узнаешь, что их смазками можно смазывать все, от телеги до космического "шаттла", а в случае сильного голода, и на бутерброд намазывать. Знаем мы эти байки про мир во всем мире…
Но пора уже переходить к конкретным смазкам, которые я в итоге выбрал и даже приобрел для себя.
1. Специализированная смазка для шарниров ШРБ-4.
В СССР, с развитием автопрома вообще и ВАЗа в частности, доблестные советские химики разработали специализированную смазку ШРБ-4 для шарниров подвески и рулевого управления, которой с успехом пользовались поколения отечественных автомобилистов. Выпускало ее единственное в СССР предприятие "Азмол" в украинском г. Бердянске. В начале 2000-х эту смазку еще можно было найти на прилавках, но потом она совсем исчезла, а сейчас, говорят, закрылось и само предприятие. Чем сейчас смазывают шарниры отечественные производители, мне неведомо. Говорят, что упавшее знамя подхватило предприятие "Агринол", тоже украинское, но я их ШРБ-4 также на прилавках не видел (добавлено: иногда все же встречается, в 2017 купил пару банок). Особо запасливые автолюбители бережно хранят в своих гаражах заветные банки с остатками этой смазки. Была такая банка и у меня, но лет пять назад она окончательно засохла и я ее с тяжелым сердцем выбросил.
Мне крупно повезло. Это была удача, сравнимая только со встречей добрых пришельцев на сверкающем огнями НЛО. На местном авторынке я случайно нашел ШРБ-4 у дедка, который поднялся на автозапчастях еще в лихие 90-е. И в 2016 (!) году у него на полке пылились две 400-граммовые банки ШРБ-4, датированные уже таким далеким 2008 годом, по еще доперестроечной цене 80 руб. за банку.) Естественно, "дайте две"! К счастью, благодаря герметичной упаковке, смазка выглядела так, как будто только вчера прибыла с завода. Я думаю, что это были последние нераспечатанные банки ШРБ-4 в России, и одну надо бы приберечь для потомков.) Добавлено: как оказалось, если хорошенько поискать, то свежую ШРБ-4 все-таки можно приобрести и в России, см. [здесь].
Если кто хоть раз когда-нибудь видел смазку ШРБ-4, уже ни с какой другой ее не спутает. Она имеет особенную волокнистую структуру, позволяющую смазке обволакивать шарнир, тем самым защищая ее от воды и грязи. Как будто вместе со смазкой перемешаны тонкие волокна. Она образует вокруг шарнира своеобразный герметичный чехол, и есть все основания полагать, что такая смазка заметно продлит жизнь шарниру. Смазка работоспособна при температуре -40…+130°С, консистенция NLGI 2. Аналогом во многих источниках заявляется ШРУС-4, но это совершенно разные смазки, и я в ее полную аналогичность не верю. Ниже фото смазки ШРБ-4 и как она держится на шарнире.
2. Специализированные смазки для шарниров Molykote PG-75 и Molykote LT2/78G.
Это единственные среди импортных смазок, которые я обнаружил, специально предназначенные для смазки шарниров подвески и рулевого управления. К сожалению, в продаже я их не нашел, поэтому привожу только информацию Molykote. Как они выглядят и как они ведут себя в реальном применении, информации не нашел.
3. Смазка для водного транспорта Ravenol Marinefett.
Эта смазка привлекла мое внимание тем, что она удовлетворяла всем вышеперечисленным критериям. Кроме того, в описании указано, что смазка предназначена для применения в непосредственном контакте с водой, а для шарнира это одно из важнейших условий. Внешний вид смазки и смазанных ей шарниров представлены на фото ниже. Консистенция смазки NLGI 2, к металлу прилипает хорошо. Работоспособна при температуре -30…+120°С. Как будет влиять на резину пыльников, пока не знаю (дополнение: за год негативного влияния на резину не обнаружено).
4. Смазка VMP Auto 2201 MC (силиконовая смазка с фторопластом).
Эту смазку я приобрел скорее ради эксперимента, поэтому она идет вне зачета. Во-первых, ее консистенция более густая, NLGI 3. Во-вторых, рабочий диапазон температур заявляется от -50 до 230 гр.C. В-третьих, она предназначена для смазывания металла, пластика, резины — т.е. основных материалов, применяемых при изготовлении шарниров. На деле смазка оказалась действительно погуще, чем NLGI 2, имеет слегка выраженную зернистую структуру, к металлу прилипает похуже, но удовлетворительно. Этой смазкой я заполнил шарниры нескольких разных стоек, посмотрим ее в деле. До окончания эксперимента я ее рекомендовать пока не могу.
5. Универсальная белая литиевая смазка Lubri Matic White Lithium Grease.
Эта смазка также идет вне зачета, т.к. является классическим примером "универсальной", или "многоцелевой" смазки. Она давно уже живет в моем гараже, я смазываю ей не очень ответственные узлы типа петель дверей. Тем не менее, шарниры нескольких стоек были смазаны этой смазкой и тоже примут участие в эксперименте.
На этом о смазках для шарниров подвески все, в следующей записи расскажу, каким способом я снимаю и ставлю обратно пыльники шарниров, без их повреждения.
Продолжение:
1. Как обслуживать шарниры.
2. Смазка ШРБ-4, оригинал и подделка.
Всем спасибо, до связи!
Дата: 2016-04-18
Комментарии 998
шрб-4 для рулевых наконечников будет нормально? Или есть еще какие варианты?
подскажите, молибденовая чем плоха для шарниров?
Смазка с дисульфидом молибдена содержит твердые частицы. В парах трения металл-металл она работает хорошо, а в парах металл-пластик, возможно, будет износ пластикового вкладыша.
Но вы не уверены? Простота описаниях молибденовых смазок я наблюдал в том числе шаровые шарниры
Да, я не уверен, потому что не видел практических исследований на эту тему, только в теории. Шаровые шарниры, как я сказал, бывают разной конструкции, но если металл-металл, то такую смазку можно использовать.
Здравствуйте помогите с выбором смазки в стойку перевертыш фирмы бельштайн. В ней установлен картридж который ходит по двум втулкам скольжения. Шрб4 пойдёт?
Здравствуйте. Думаю, ШРБ-4 в этот узел не очень подойдет из-за своей волокнистой структуры, эта смазка разрабатывалась для шаровых шарниров.
Количество смазки в стойках стабилизатора CTR.
Поэтому я у новых шарниров всегда снимаю пыльники и закладываю нормальное количество смазки.
Если покрутить, то 3 едва заметные капли видны. Уже добавил смазки.
Приветствую.
Я так понимаю под заглушками стоек стабилизатора можно просверлить отверстие и за шприцывать смазки?
Здравствуйте. Возможность поставить пресс-масленку зависит от конструкции шарнира/крышки. Я установку масленок не практикую, просто раз в несколько лет провожу ревизию шарниров и меняю смазку. А вообще установка масленки мероприятие полезное
Равенол хорошая смазка. Сульфонатно-кальциевые наверно как раз лучшее решение.
Высокие противозадирные свойства с инертностью и нерастворимостью в воде
Я из-за водостойкости эту смазку и выбрал.
Она по всем свойствам лучше литиевых, литиевых комплексов, на коррозию тоже влияет положительно.
Доброго дня всем! Не сказал бы, что ШРБ-4 является раритетом. Авито в помощь, да и на известных маркетах также представлена.
Добрый день. Статья была написана в 2016 г, с тех пор ситуация изменилась.
Я без критики писал, чтобы люди понимали где искать, если кому-то нужно. Себе купил на Авито 2 банки
Сейчас снова может пропасть из продажи, ШРБ-4 производилась в Бердянске, Украина.