Реклама на сайте English version  DatasheetsDatasheets

KAZUS.RU - Электронный портал. Принципиальные схемы, Datasheets, Форум по электронике

Новости электроники Новости Литература, электронные книги Литература Документация, даташиты Документация Поиск даташитов (datasheets)Поиск PDF
  От производителей
Новости поставщиков
В мире электроники

  Сборник статей
Электронные книги
FAQ по электронике

  Datasheets
Поиск SMD
Он-лайн справочник

Принципиальные схемы Схемы Каталоги программ, сайтов Каталоги Общение, форум Общение Ваш аккаунтАккаунт
  Каталог схем
Избранные схемы
FAQ по электронике
  Программы
Каталог сайтов
Производители электроники
  Форумы по электронике
Помощь проекту

Электроника средств транспорта Ремонт и разработка дополнительного автооборудования. Бортовые компьютеры и многое другое.

Закрытая тема
Опции темы
Непрочитано 05.02.2013, 17:33   #1
cuper_1971
Гражданин KAZUS.RU
 
Регистрация: 08.07.2008
Адрес: Харьков, Украина
Сообщений: 523
Сказал спасибо: 32
Сказали Спасибо 106 раз(а) в 82 сообщении(ях)
cuper_1971 на пути к лучшему
По умолчанию Газ на Ланос

Итак, с чего всё началось. Уговорил меня Шеф поставить на мой Lanos 1,5 газовое оборудование, и даже денег на это мероприятие занял. Мотивировал это тем, что газ стОит 6 грн/литр, а бензин - 10,50.
Правда занял немного, всего 3000 гривен. Поэтому о ГБО-5 (да и о ГБО-4 тоже) оставалось только помечтать. И ставить то, на что денег хватит. А именно - ГБО-1, или как его у нас называют - ГБО-2. Старое доброе первое поколение. Пообщавшись со знакомыми таксосами, 90% из которых катаются на ГБО-1, и 10% на ГБО-4 (и кстати сказать, на эту самую 4-ку жалуются), для себя выяснил, что средний расход газа у
таксоса составляет около 11 литров на 100 км. А заодно составил мнение о применяемом оборудовании, его надежности и регуляберности.
Кстати, о регуляберности. Газовщики все как один бьют себя кулаками по чреслам и орут, что это ой как сложно и без спец.оборудования ну совсем никак. БРЕХНЯ! Всего два винта, один из которых - регулятор чуствительности, второй - регулятор жадности (сорри, мощности). Дальше я расскажу, как я это делал, и что в результате вышло.
(Нужно отметить, что в выделенные на проект 3000 гривен я вложился, включая регистрацию ГБО в ГАИ, на которую было потрачено 800 грн.)

А пока об оборудовании.

1. Собственно газовый баллон. Было решено ставить бублик на место запаски, другие варианты в силу особенностей багажника даже не рассматривались. На просторах инета нашелся дядя, который этими самыми баллонами (б/у) успешно торгует. Где-то на западной Украине. зато - 500 грн вместе с мультиклапаном. Новой Почтой, наложенным платежом, что хоть и дороже, но приятнее. Заказал баллон на 34 литра (в принципе, по диаметру влазит и на 42, но торчит по высоте, полик на него ровно не ложится). Через 2 дня баллон приехал, и я был приятно удивлен - состояние баллона и мультиклапана было близким к идеальному. Недоставало 6 винтиков крепления мультиклапана и уплотнительного кольца. (Болты и кольцо в автомагазине мне вышли в 20 грн). Для того, чтоб его установить, пришлось пожертвовать креплением запаски - оно было нещадно срезано болгаркой, просверлены в днище 2 отверстия диаметром 12 мм - под шпильки крепления баллона и 1 диаметром 18 мм, в которое была просунута трубка подачи диаметром 6 мм. Заправочная трубка прошла по багажнику, на улицу не высовываясь. Под баллон была наклеена толстая шумка, чтоб не ерзал.

2. Заправочный клапан. Маленький аккуратненький ATIKER турецкого производства спрятался под заправочным лючком, чтоб ни вид не портить, ни гайцов не раздражать. Плюс два метра заправочной трубки диаметром 8 мм. Трубка по 24 грн/метр, клапан - 85 грн вместе с гайкой, бонкой, крепежными шурупами и переходником под европистолет. На мой взгляд - по цене вполне приемлемо (цены - Харьков, авторынок "Лоск"), особенно если учесть, что на просторах интернет-магазинов такой клапан дешевле 140 грн нигде не засветился. Мне обошелся 135 грн вместе с трубкой.

3. Трубка подачи диаметром 6 мм. Купил 6 метров, и как оказалось, не ошибся - обрезок лишний оказался меньше 20 см. По 22 грн за метр. Плюс по гривне крепежные скобы. Десяток. Всего 132 грн. Трубку протянул рядом с бензиновыми и тормозными. Хорошо гнется, хорошо укладывается, главное тянуть сзаду наперед, т.е. от баллона к клапану.

4. Газовый клапан-фильтр. Тот же турецкий ATIKER. 100 грн вместе с болтиками, бонками, гайками, клеммками и даже запасным фильтром.

5. Тосольная трубка диаметром 16 мм. Взял 1,8 метра - метр остался. Можно брать метр, его хватает с головой, по цене выйдет максимуцм 20 грн, это сильно качественная трубка. Да, еще хомуты, в кол-ве 10 штук - 35 грн., два уголка по 10 грн. Итого - 65 грн.

6. Собственно, сам редуктор. Погуглив пару дней, почитав отзывы, пришел к выводу, что переплачивать смысла нет. Якобы итальянский LOVATO отличается от того же турецкого ATIKERа названием и ценой. Исхожу хотя-бы из того, что ремкомплеткы на них одинаковы. И если переставить крышки местами - сам производитель не отличит где какой редуктор. Выбор в пользу турецкого ATIKER. 280 грн. (против 470 грн за LOVATO). Их есть два вида, отличаются управлением (ценой не отличаются) - вакуумный и электрический. Был выбран электрический. Из соображений, изложенных ниже.

7. Газовый эжектор с системой "антихлопок". 120 грн. Добротный, алюминиевый "батькиного" производства, т.е. белорусский.

8. Ну и регулятор жадности (т.е. регулятор мощности) тоже алюминиевый (пластиковый как-то не внушил доверия, и я переплатил 12 грн). 32 грн.

Вот собственно и вся железяка, которая понадобилась для установки ГБО. Не считая электроники.

Теперь, о ней, родимой.

Для того, чтоб заставить работать ГБО на инжекторе нам требуется минимум две электронные коробочки, а именно - эмулятор датчика кислорода (лямбда-зонд) и эмулятор форсунок. Без них не поедет. Можно еще взять "умную" кнопку переключения, а можно обойтись тумблером. Самый дешевый эмулятор форсунок стОит 150 грн, а более или менее приличный эмулятор лямбды - 250 грн. Кнопка тоже около 200 грн. Можно купить, поставить и не морочить чреслы ни себе ни людям.

НО ЭТО НЕ НАШ ПУТЬ!!!!

Эмулятор форсунок представляет из себя коробочку, в которой сильно запрятана страшная схема - два реле и 4 резистора по 100 Ом каждый. Включается в разрыв провода форсунки. На бензине контакт реле шунтирует резистор, система работает в штатном режиме. На газу в разрыв провода добавляется резистор в 100 Ом. ЭБУ форсунку видит (а раз видит - не обижается чеком и не пытается перейти в аварийный режим), но открыть её не может. Форсунки закрыты, открыт газовый клапан, ехаем на газу, а ЭБУ преспокойно думает, что продолжает ехать на бензине. Вот только на смесь повлиять не может, хоть и старается изо всех сил.
Лямбда-зонд продолжает исправно передавать бортовику качество смеси. Бортовик её корректирует - а она, блин, не корректируется! Вывод - лямбда неисправен, зажигаем чек, переходим в аварийный режим. Вот тут и приходит на выручку эмулятор датчика кислорода.
Схем в инете море, как и описания принципа работы, скажу лишь, что для правильной эмуляции (у меня с частотой около герца) нужно выдавать вместо лямбды меандр с нижней планкой 0,1, и верхней - 0,9 Вольта. Тогда бортовик получается качественно обманутым. В итоге - копеечная схема на каком-нить 555 таймере, или даже на двух транзисторах!!! Вот так нас и имеют.

Кроме того, существующие системы управления ГБО-1 меня ну никак не греют. 11 литров газа на 100 км - МНОГО! Хочу максимум 8. Или меньше. Теперь о том, как этого добиться.

1. Максимально зажать газ. При этом Большой мощности не получить, да и не нужна она. 110-120 км/ч едет без особого напряга. Правда при резком нажатии на педаль (форсажный момент, обгон например) не едет.
Точнее - мощности нехватает. И не надо! Никто не мешает в этот момент перейти на бензин, дать машине пинка и вернуться на газ. Благо это не карбюратор, и переход туда/обратно можно реализовать фактически без провала. По крайней мере я его не ощущаю.

2. Задействовать режим ЭПХХ. Ведь даже если идет торможение двигателем, газ из редуктора всё-равно поступает, делая и расход больше, и торможение менее эффективным. Вот с этой целью и было отдано предпочтение ЭЛЕКТРИЧЕСКОМУ редуктору - на нем можно принудительно закрыть подачу газа, в отличие от вакуумного, который этого не может.

Да, еще. Очень полезно сдвинуть угол опережения зажигания для работы на газу. И расход меньше, и мощность выше, и клапана не прогорают. Вот только вариатор УОЗ по цене кусается - более или менее
приличный (stag tap, cobra, и т.п.) дешевле 650 грн не попадались. Хотя как и что он делает известно и над этим предлагаю подумать сообща.

При разработке схемы управления ГБО я сознательно отказался от применения микроконтроллеров в пользу обычной аналоговой электроники. По двум причинам.
1. Контроллер - штука цифровая и её иногда глючит на программном уровне. ероятность этого мала, но что получится в результате глюка предсказать друдно. А я жить хочу.
2. Аналоговая схема всегда будет повторяема, не требующая прошивок и программаторов. Кроме того, элементная база дешевая, стоимость комплектухи сравнима со стоимостью контроллера, а если учесть, что еще и программатор нужен - то выходит даже дешевле. И регулировать под конкретный автомобиль её проще.

Исходя из вышеизложенного в устройстве имеются следующие узлы:

1. Эмулятор форсунок.
2. Эмулятор лямбда-зонда
3. Индикатор реального качества смеси (штука необязательная, но помогает при регулировке)
4. Датчик температуры охлаждающей жидкости (при прогреве до определенной температуры автоматически переводит машину на газ)
5. Измеритель положения дроссельной заслонки (реализация перехода на бензин при резком нажатии на педаль акселератора и возврат на газ при её отпускании)
6. Система ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода)
7. Регулируемые линии задержки отключения форсунок (убираем провал при переключениях газ-бензин-газ)

Переключатель на три положения включает либо бензин, либо газ, либо автомат, в котором и реализованы функции автопереключения


Вот как-то так. Если эта ветка будет интересна - выложу схему.
Миниатюры:
Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0153.jpg
Просмотров: 596
Размер:	1.03 Мб
ID:	43186   Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0154.jpg
Просмотров: 1986
Размер:	1.07 Мб
ID:	43187   Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0155.jpg
Просмотров: 858
Размер:	1.02 Мб
ID:	43188  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: мозги.jpg
Просмотров: 557
Размер:	129.5 Кб
ID:	43189   Нажмите на изображение для увеличения
Название: общий вид.jpg
Просмотров: 1234
Размер:	147.7 Кб
ID:	43190   Нажмите на изображение для увеличения
Название: черная ручка красивше.jpg
Просмотров: 952
Размер:	106.4 Кб
ID:	43191  

Реклама:

Последний раз редактировалось cuper_1971; 05.02.2013 в 17:47.
cuper_1971 вне форума  
Эти 8 пользователя(ей) сказали Спасибо cuper_1971 за это сообщение:
anapogo (11.03.2013), avtofokus (01.03.2013), PavElektrik (01.03.2013), solo009 (01.03.2013), vanpeld (16.03.2013), y-ola (06.03.2013), Zeom (27.03.2013), Ан-162 (26.02.2013)
Непрочитано 06.02.2013, 10:05   #2
whoim
Почётный гражданин KAZUS.RU
 
Аватар для whoim
 
Регистрация: 26.11.2011
Адрес: Анапа
Сообщений: 1,620
Сказал спасибо: 284
Сказали Спасибо 129 раз(а) в 111 сообщении(ях)
whoim на пути к лучшему
По умолчанию Re: Газ на Ланос!

Интересно
У меня не ланос но очень интересно.
whoim вне форума  
Непрочитано 06.02.2013, 12:13   #3
cuper_1971
Гражданин KAZUS.RU
 
Регистрация: 08.07.2008
Адрес: Харьков, Украина
Сообщений: 523
Сказал спасибо: 32
Сказали Спасибо 106 раз(а) в 82 сообщении(ях)
cuper_1971 на пути к лучшему
По умолчанию Re: Газ на Ланос!

а что у тебя за авто? Если интересно - адаптируем
cuper_1971 вне форума  
Непрочитано 06.02.2013, 12:29   #4
Easyrider83
Гуру портала
 
Аватар для Easyrider83
 
Регистрация: 27.10.2008
Адрес: ЕС
Сообщений: 10,835
Сказал спасибо: 918
Сказали Спасибо 4,308 раз(а) в 2,573 сообщении(ях)
Easyrider83 на пути к лучшему
По умолчанию Re: Газ на Ланос!

На таком древнем моторе можно экспериментировать сколько душе угодно.
Easyrider83 вне форума  
Непрочитано 06.02.2013, 12:32   #5
igor1000
Заблокирован
 
Регистрация: 23.03.2008
Адрес: Ukraine
Сообщений: 1,306
Сказал спасибо: 1,749
Сказали Спасибо 1,878 раз(а) в 493 сообщении(ях)
igor1000 на пути к лучшему
По умолчанию Re: Газ на Ланос!

Из Ваших слов на газу

6 грн/л. * 11 (л/100км) = 66 грн

У меня 2108 (бензин)
10,50 грн/л * 7 (л/100км) = 73,5 грн.

У друга Шкода (бензин)
10,50 грн/л * 6 (л/100км) = 63,5 грн.

Что-то я не вижу такой уж экономии. Правда у меня цифры не городской цикл.
igor1000 вне форума  
Непрочитано 06.02.2013, 13:33   #6
Андрей К
Почётный гражданин KAZUS.RU
 
Аватар для Андрей К
 
Регистрация: 10.11.2009
Адрес: Свердловская область, г. Ирбит
Сообщений: 3,997
Сказал спасибо: 165
Сказали Спасибо 1,243 раз(а) в 733 сообщении(ях)
Андрей К на пути к лучшему
По умолчанию Re: Газ на Ланос!

Сообщение от cuper_1971 Посмотреть сообщение
Пообщавшись со знакомыми таксосами...
Эти меня тоже агитировали перевести свою 2114 на газ... Но чото я очкую... Нахера машину гробить?
__________________
"У принца Лимона всё наоборот: воры и убийцы у него во дворце, а в тюрьме сидят честные граждане" (с) Дж. Родари "Приключения Чипполино"
Андрей К вне форума  
Непрочитано 06.02.2013, 13:46   #7
V_andre
Вид на жительство
 
Аватар для V_andre
 
Регистрация: 09.10.2010
Сообщений: 394
Сказал спасибо: 50
Сказали Спасибо 91 раз(а) в 73 сообщении(ях)
V_andre на пути к лучшему
По умолчанию Re: Газ на Ланос!

Да, нет, газ штука не плохая. В 1999 ездил на галанте с газом. Есть только небольшие геморои, да и не геморои в общем то, а так - зимой стартовать на бензине, приемистоть поменьше (но не сильно) и сливать масло с редуктора или как его, забыл.
Но, тогда был смысл из за существенной разницы в цене 92 и газа. А сейчас точно никакой выгоды нет. Только багажник занимать будет.
V_andre вне форума  
Непрочитано 06.02.2013, 21:51   #8
cuper_1971
Гражданин KAZUS.RU
 
Регистрация: 08.07.2008
Адрес: Харьков, Украина
Сообщений: 523
Сказал спасибо: 32
Сказали Спасибо 106 раз(а) в 82 сообщении(ях)
cuper_1971 на пути к лучшему
По умолчанию Re: Газ на Ланос!

Сообщение от igor1000 Посмотреть сообщение
Правда у меня цифры не городской цикл
у меня мой ланос за городом тоже больше 6 не ест. а чисто городской цикл, да с загрузкой, как у нас в Харькове - так и до 9 добирается. И здесь уже 9 по 6 или 9 по 10.5 - разница заметна.
С другой стороны, я поднял тему не для того, чтоб мерять, у кого толще ("На таком древнем моторе можно экспериментировать сколько душе угодно") или рассуждать, нафиг надо.
На самом деле тема газа достаточно актуальна. Я поставил, чего-то там придумал, чтоб лучше было, хочу поделиться наработками, может, сообща что-то усовершенствовать.

Последний раз редактировалось cuper_1971; 06.02.2013 в 21:55.
cuper_1971 вне форума  
Сказали "Спасибо" cuper_1971
Zeom (27.03.2013)
Непрочитано 06.02.2013, 23:10   #9
Easyrider83
Гуру портала
 
Аватар для Easyrider83
 
Регистрация: 27.10.2008
Адрес: ЕС
Сообщений: 10,835
Сказал спасибо: 918
Сказали Спасибо 4,308 раз(а) в 2,573 сообщении(ях)
Easyrider83 на пути к лучшему
По умолчанию Re: Газ на Ланос!

За халявую русский человек готов платить любые деньги.
Лучше про ГБО и не скажешь.
Easyrider83 вне форума  
Сказали "Спасибо" Easyrider83
AllexRU (27.03.2013)
Непрочитано 20.02.2013, 18:34   #10
Oleg_Bratkov
Заблокирован
 
Регистрация: 10.03.2008
Адрес: г. Пятигорск
Сообщений: 456
Сказал спасибо: 46
Сказали Спасибо 281 раз(а) в 149 сообщении(ях)
Oleg_Bratkov на пути к лучшему
По умолчанию Re: Газ на Ланос!

ГБО-2 хорошо работает. ЛовЭко Про 4 например.
Вместо дозатора между редуктором и смесителем ставится моторчик, такой же как РХХ, ещё коробочка как у эмулятора форсунок (тот же корпус, наклейка другая), нужен эмулятор форсунок с задержкой отключения форсунок и кнопка управления.
Контролер, кнопка, регулятор и провода в комплекте стоят 2...2.5 килорублей. Подключается к ДК и ДПДЗ. Отдельные настройки для закрытой дроссельной заслонки (холостой ход), открытой, и кажется форсаж, но им не пользовался никогда. В рабочем режиме контролер по сигналу от ДК постоянно корректирует состав газовой смеси, диапазон перемещения иглы программируется. То есть мотор дозатора не будет обогащать или обеднять смесь больше заданного предела, и смесь постоянно близка к стехиометрии.

Поскольку у газа более высокое октановое число, чем у бензина, ему надо большую степень сжатия или хотя бы смесь, близкую к стехиометрии. Тогда расход, мощность оптимальны, а клапана горят меньше всего.

Настроил 6 комплектов. Настройка как через компьютер, так и в специальном режиме, самонастройка без компьютера... Но самонастройку не пробовал, и ещё нюанс: компьютер подключается только на заведённом двигателе, когда контролер ЛовЭко получает сигнал оборотов мотора. Адаптер - виртуальный или натуральный СОМ-порт и ТТЛ-уровни сигналов Rx и Dx. Были ещё такие контролеры производства Дижитроник и БРС, это лично видел, и наверно ещё какие-то, каких не видел.
Oleg_Bratkov вне форума  
Сказали "Спасибо" Oleg_Bratkov
Zeom (27.03.2013)
Закрытая тема

Закладки


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Реле поворотов ГАЗ-3309 georg65 Электроника средств транспорта 4 25.12.2011 22:19
Отключим газ A.GENRI Отвлекитесь, эмбеддеры! 12 11.03.2011 02:44
Ищу схему электродуховки газ.плиты ARDO A640EB 2678 Поиск схем. Делимся схемами 5 10.05.2008 21:44
газ-3110 homerjai Электроника средств транспорта 4 11.03.2007 18:08
газ счетчик Mastino Информация по радиокомпонентам 2 31.03.2006 23:57


Часовой пояс GMT +4, время: 08:01.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot