Как вместо самолета попасть в 2 храма? Часть 2: Храм Конфуция
- Рубрика: Идеи и вдохновение
- Виды творчества: Разные виды творчества
Любопытно, что конфуцианство — не столько религиозное учение, сколько этико-философское. Основатель этой школы — Учитель Кун, которого мы знаем как Конфуция, живший в 6-5 веках до нашей эры, те почти ровесник первого греческого физика — Фалеса Милетского.
Великий Учитель Кун.
Учили они, впрочем, совсем разному, да и цели отличались. Если Фалеса больше волновало, как персам настучать (а это было ну очень большой проблемой, как-нибудь я вам об этом расскажу), то Конфуция больше интересовало идеальное государство с идеальными жителями.
Вход в храм.
Иными словами, как из твари дрожащей, которая читать-то не умеет и в подол сморкается, сделать Человека. Именно так, с самой большой буквы. Идеального Человека философ назвал «благородный муж» и отдельно подчеркивал, что оный пола не имеет. Барышня тоже вполне может стать таковым, хотя ей это будет сложнее ввиду изменчивой женской природы.
Зал Великого Успеха.
Благородный муж с точки зрения Конфуция — это просто нормальный адекватный человек. В современном обществе его можно было бы назвать «достойным». Он требователен к себе и осторожен в действиях, помнит о последствиях гнева и справедлив, его лицо приветливо, а поступки почтительны, он правдив и добр, у него развитое чувство прекрасного и его жизнь подчинена долгу — возложенным на него обязанностям. Естественно, благородный муж следует закону, почитает предков и стремится быть полезным государству — в этом Конфуций солидарен с Аристотелем.
Здесь сыновья дракона охраняют не храм, а знания. Это дракон-черепаха, он несет и охраняет стеллу со строками из учения Конфуция.
Естественно, благородным мужем нельзя родиться, но им можно стать - в этом долг каждого конфуцианца и гражданина. Так что неудивительно, что в современном Китае таковых минимальное количество. O tempora, o mores! С правдивостью особенно не задалось — средний китаец, как правило, не способен признать, что чего-то не знает — это потеря лица, позор позоров. После такого жизнь кончена окончательно и бесповоротно. Приходится обманывать, ну а если перед ним не земляк, а из другого города товарищ — то все предки велели ему лапши навесить с креветками и овощами, даже если и знает чего. Просто так, без злого, в целом, умысла. Просто потому, что чужак, ну и ради искусства, конечно.
Трон Императора.
И еще один.
Что касается государства, то тут мудрый учитель Кун мудрить не стал — иерархическая система семейного типа, основанная на взаимном уважении и соблюдении законов, разумеется. При этом старший — главный без вопросов. Даже если уже умер.
Курильница.
Что любопытно, сам Конфуций пришел ко всему вышеизложенному всего-то к 30ти годам. Позже он скажет так:
«В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала».
Аллея.
Теперь нет нужды пояснять, почему конфуцианский храм — самый малолюдный из всех, где я была. И единственный, куда приводят на экскурсии целые группы младших школьников. К их чести и моему удивлению, будучи сопровождаемыми всего одним учителем, дети вели себя исключительно достойно, разве что временами забывали поднимать челюсти с пола — вид иностранцев после такой длительной эпидемии даже в столице вызывает порядочное удивление — и у взрослых тоже.
Потолок в храме - это нечто.
Каждая плитка расписана вручную.
Храм Конфуция в Пекине начал свою историю в 1302 году и до сих пор останется вторым по величине конфуцианским храмом в Китае. Больше — только на родине учителя.
Канализационный люк. Вода набирается в монетки и приносит богатство. Не только красиво, но и продуманно!
К кипарисовым деревьям в храме отношение особое — считается, среди них есть способное различать добро и зло.
Спокойная и вдумчивая атмосфера в храме Конфуция резко контрастирует с атмосферой праздничного ламаистского храма, который расположен буквально через дорогу. В этот храм стоит идти с книгой или красками — надолго :) Недаром одна из стен примыкает к бывшей Академии, а ныне — библиотеке. Говорят, здесь есть Озеро Чернил — небольшой колодец, любимый поэтами и художниками. Не удивлюсь, если сюда приходят студенты для подготовки к экзаменам - кажется, знания тут сами залезают в самую деревянную голову :)