В чем уникальность керамики Деруты?
- Рубрика: Занимательные истории
- Виды творчества: Роспись керамики, Керамика
Откройте для себя очарование многовекового искусства!
Майолика Италии — великолепное искусство керамической росписи, привнесшее непередаваемую красоту в итальянскую культуру, олицетворяющее гармонию цвета и великолепие детализации. Поднимаясь из древних времен, она обрела свое настоящее воплощение в эпоху Возрождения, став неотъемлемой частью итальянского искусства. Истоки майолики теряются в древности, отмечая свое присутствие в античных цивилизациях Средиземноморья. Однако, ее золотой век пришел именно в эпоху Возрождения, когда мастера-керамисты в регионах Фаэнца, Флоренции и Сиены превратили майолику в истинное произведение искусства.
Мотивы, используемые в майолике, обширны и разнообразны. Цветы, виноградные лозы, птицы и фантастические сюжеты из мифологии наполняют произведения этого искусства смыслом и глубиной. Каждая крошечная деталь приносит с собой кусочек природы или истории.
Среди самых известных керамических отраслей следует выделить керамику Деруты.
Дерута- это маленький городок, расположенный среди живописнейших склонов Апеннин почти в самом центре Италии в регионе Умбрия. В Италии керамические мастерские имеются почти что в каждом регионе, но Дерута особо славится своими изделиями и мастерами. Первое упоминание о керамическом ремесле датируется датой 12 августа 1290 года. Именно тогда крестьяне обратились к мастерам местных мастерских, чтобы они изготовили посуду к религиозному празднику в честь местного покровителя святого Эрколано.
Так началась зарождение керамики Деруто. Итальянская майолика начинается с подгтовки к работе глины, которая добывалась и добывается в регионах Тоскана и Умбрия. Эта глина обладает особыми химическими и физическими свойствами, делая ее идеальным материалом для создания керамических изделий. Ее уникальная текстура и структура обеспечивают прочность и стойкость, что важно для долговечности майолики. Мастера используют различные методы формирования изделий. От ручной лепки до использования гончарных кругов, каждый этап требует внимательного подхода и мастерства. В первое время это были блюда и вазы с росписью зеленовато-голубых и коричневатых тонов. Но производство росло, развивалось, и вот в 1520 году здесь складывается один из центров производства майолики. Что касается росписи и технологии изготовления керамических изделий у местных мастеров сохранялась особая приверженность традициям в отношении определенных форм, орнаментов и цветовой гаммы. Керамика Деруты всегда отличалась некоторым консерватизмом. Одной из нововведений в технологию в начале 16 века было применение техники "lustro'"(особой разновидности глазури), которая придавала своеобразный металлический блеск изделиям и позволяла использовать богатую палитру цветов и оттенков. Есть мнение, что это было влиянием испано-мавританской майолики, мастера которой уже ранее применяли люстр в своих работах. Одна из керамических картин, отделанная люстром, с изображением мученичества святого Себастьяна ( 1501 год) в настоящее время находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Использование люстра занимает важное место в творчестве мастеров Деруты. Была создана потрясающая палитра цветов: от нежно золотистого до ярко красного. Большую популярность также в те времена приобрели большие парадные блюда с изображением портрета прекрасной дамы (Bella donna), имеющими диаметр около 40см.
Изображение дам не было портретным, скорее всего изображалась просто красивая девушка или некая дама. Иногда рядом на ленте писалось пожелание или изречение-наставление, реже имя красавицы, которой данное блюдо и преподносилось. Блюда обычно дарились девушкам по случаю обручения или свадьбы. Прекрасная дама изображалась в центре на охристом или белом фоне. В росписи блюда обычно использовались оттенки синего, желтый цвета и немного зеленого. Контур изображений-синий.
Также были популярны изображения святых или героев:
1525 год. «Купание Дианы»
Кроме парадной посуды мастера изготавливали керамические рельефы и плитку для украшения фасадов домов и соборов .(церковь – Мадонна делле Пьядж - облицована керамической плиткой). И ковровые изразцы для церковных полов. Сохранились остатки керамического пола из местной церкви св. Франциска (1524 год).
Николо Франчиоли 1540 год.
Большую популярность в те времена приобретало аптекарское дело. Требовались сосуды для хранения микстур и различных лечебных настоек. Такой специальной аптечной посудой стали — альбарелы. Сосуды предназначались для хранения мазей, трав и различных лекарств. Крышек у них не было, поэтому сверху они прикрывались бумагой и обязывались бечевкой. Впервые их стали изготавливать в Италии и мастера Деруто также активно принимали участие в их изготовлении. Как и другие керамические изделия, данные сосуды было принято искусно украшать различными орнаментами, сценами из жизни или религиозных писаний. Очень редко в те времена альбарелы изготавливались из стекла или дерева.
В настоящее время в Деруте насчитывается около 200 керамических мастерских, торгующие в розницу собственными товарами. Так же сохранилось несколько развалин очень старинных керамических печей, где проводился обжиг мастерами средневековья. На территории монастырского комплекса Сан-Франческо в историческом центре Деруты расположен Региональный музей керамики — старейший итальянский музей.
Он основан в 1898 году и хранит более 6000 керамических работ мастеров Деруты. Первоначальное название "художественный музей "pei workanti in maiolica", уже присутствующее в первом каталоге 1900 года, несет в себе миссию музея, все еще очень актуальную: не только служить местом сохранения культуры, но и быть образцом для вдохновения современных мастеров.
Мастера Деруты передают технику росписи и изготовление изделий из керамики из поколения в поколение, создавая изысканные изделия. В наше время керамические традиции также продолжает итальянская мануфактура L’Antica Deruta, она выпускает керамику в классическом стиле Умбрии.
.