Жак Грифф — «Король драпировки»
- Рубрика: Мода, стиль, тенденции
- Виды творчества: Создание одежды
В 1950-е годы в Париже процветало множество домов высокой моды - заказов было много, вновь появились богатые клиентки из США, Латинской Америки и с Ближнего Востока. Как и до войны, в кругах элиты было принято каждый сезон ездить в Париж и полностью обновлять весь гардероб - от верхней одежды и уличных костюмов до вечерних платьев, включая соответствующие шляпы, перчатки, туфли к каждому туалету. Многие кутюрье открыли свои бутики, где успешно продавали аксессуары и парфюмерию. Особенным успехом пользовались роскошные вечерние и бальные платья, так как в моду опять вошли балы и костюмированные празднества. Высший свет и кинозвезды развлекались на великолепных праздниках, которые устраивал граф Этьен де Бомон.
Бальные платья от Жака Гриффа.
Еще одним из таких Домов высокой моды 1950-х годов стал - "Jacques GRIFFE Evolution". Жак Грифф - французский модельер и дизайнер модной одежды, а также костюмов для театра и кино.
Мы решили восполнить пробел и рассказать о Жаке Гриффе, но найти информацию на просторах интернета оказалось нелегким делом, к сожалению информации о Жаке Гриффе очень и очень мало. Единственная полная информация оказалась в статье написанной Софьей Егоровой. Мы долго думали и, наконец, решились перепечатать статью с нашими изменениями и дополнением.
Платья Гриффа отличались идеальным кроем и вниманием к фактуре ткани.
Жак Грифф - "король драпировки". Оборки, плиссе, воланы, рубчик и декоративные украшения в виде шарфов, бантов и драпировки в виде лепестков роз, причудливых складок. В истории остались великолепные вечерние, коктейльные и свадебные платья, выполненные из струящегося шифона, муара, кружева, ламе, фая, атласа, тюля, тафты, бархата и парчи.
О "короле драпировки" Жаке Гриффе сегодня помнят разве что исследователи моды, однако в свое время он пользовался огромной популярностью не только во Франции, но и по всей Европе. он одевал трогательных и страстных героинь французского кино, он создавал ароматы, за которыми и сейчас охотятся "парфюмерные маньяки", его работы хранятся в крупнейших музеях костюма - но имя его широкая публика давно позабыла...
Слева - самое знаменитое платье Гриффа
Творчество Жака Гриффа мало исследуется, и он до сих пор не обрел своего биографа. О жизни этого человека, который вполне мог посоперничать с Кристианом Диором за звание создателя стиля new look, известно не так уж много, Жак Грифф, урожденный Теодор Антуан Эмиль Грифф, родился в 1917г. в Каркассоне. Его мать умела и любила шить. Под ее влиянием он и сам пристрастился к этому делу. Мать не только поощряла его увлечение, но и твердила день за днем: "Ты должен стать великим мастером своего дела!". Первой ступенью к званию "великого мастера" стало место подмастерья у местного портного. Жаку было шестнадцать, и ему было невыносимо скучно. Однако спустя годы он именно ту унылую портновскую мастерскую называл лучшей школой из всех, что ему довелось пройти - ведь именно там он научился усердно, тяжело, самоотверженно трудиться. Спустя некоторое время он переехал в Тулузу и устроился на работу в ателье дамской одежды Мирра. Владелица ателье отличалась куда более прогрессивными взглядами. Она маниакально следила за модными новинками, не пропускала ни одной - и у нее был ум исследовательницы. Она всегда стремилась приобрести какую-нибудь хитро скроенную "сенсацию", чтобы затем препарировать ее в своей мастерской. А после она заставляла ученика повторить этот наряд самостоятельно - от выкройки до отделки.
В 1936 году он получил место закройщика в ателье самой
Вечерние платья, созданные Жаком Гриффом.
Поскольку он одинаково умел рисовать, он делал и то, и другое. В отличие от своего наставника он был скорее колористом. Он выбрал консервативные цвета - серый, коричневый, черный и клетку из альпаки, шерстяной трикотаж, креп и сукно для костюмов и пальто. В них видна рука креативного портного - он был первым, кто представил свободный пиджак, тунику и конусообразное пальто 1950-х годов. Эстетичные линии придавали его крой на вытачках и швы, используемые для облегания талии и плеч. Часто использовались декоративные изогнутые швы, заканчивающиеся стрелкой.
Когда началась Вторая мировая война, он решил отдать свой долг родине и записался на фронт добровольцем. Почти сразу он попал в немецкий плен и пробыл там восемнадцать месяцев. Однако эти нелегкие дни не сломили его дух. После освобождения вернулся в Париж и продолжал неотступно следовать своей мечте.
Платья от Жака Гриффа
Известно, что он открывал собственный магазин под названием "Jacques GRIFFE Evaluation" - что-то вроде "Готовое платье от Жака Гриффа". Примерно в то же время он попал в модный дом Эдварда Молине, а в 1951 году возглавил его предприятие, и занял салон на улице Рояль, "особняк 18 века". Примерно в те же годы Жак Грифф начал заниматься парфюмерией и выпустил ароматы, кружившие головы всем модницам Франции - Mistigri, Grilou, Griffonnage... Последний приобрел всеобщую любовь и стал символом модного дома благодаря игре слов (ведь его название напоминало фамилию создателя), сложному древесному запаху и оригинальному оформлению.
Рекламу парфюма Griffonnage нарисовал самый популярный модный иллюстратор тех лет - Рене Грюо. Дизайн упаковки полностью соответствовал названию (гриффонаж - это каракули, безотчетно наносимые на бумагу, например, хаотичные рисунки в записной книжке во время долгого телефонного разговора или цветочки, прорастающие на полях тетради на скучной лекции). Флакон напоминал изящную чернильницу с латунной крышечкой и пером цвета фуксии, коробочка имела форму книжечки, а дополняла образ промокашка, вся усеянная кляксами и росчерками пера. Вдохновившись этим модельер создал одноименное вечернее платье.
Повседневные наряды от Жака Гриффа
Лучший из учеников мадам Вионне, Грифф был мастером драпировки, однако не стеснялся использовать и "опорные конструкции" вроде кринолинов и каркасов. Как и Кристиан Диор, он кроил изысканные вечерние платья с узким лифом и широкими многослойными юбками, и все же полагал, что даже столь изысканные вещи должны быть в первую очередь удобными, а драпировка и элементы кроя призваны лишь обрамлять прекрасное женское тело.
Платья с плиссировкой.
Грифф любил ткани, которые теперь назвали бы "сложными" и оттенки, которые можно было бы охарактеризовать точно так же - розовые, лиловые, абрикосовые, шартрезные, желтые... Бесконечные ряды струящегося муара, кружева, бархата, тюля и атласа - такими предстают лучшие работы Жака Гриффа. Да и декор не отличался скромностью - оборки, воланы, плиссировки, банты, цветы из ткани, фестоны и драпировки. Но все же творения Гриффа всегда выглядели сдержанно и элегантно, и их можно было бы с успехом назвать архитектурными. Он уделял большое внимание качеству и декорированию швов, не стремясь их спрятать - скорее сделать элементом образа. Окутывая ноги женщин рядами тонкой ткани, он часто обнажал их плечи, особенно симпатизируя так называемому "пастушьему" вырезу, делавшему женскую шею и грудь невероятно соблазнительными.
Платья от Жака Гриффа
Он оставил свой след и в "повседневной" моде, время от времени спускаясь с небес на землю. Для пальто и костюмов он использовал плотные шерстяные ткани, отдавая впечатление узору "гусиная лапка" и горошку - впрочем, горошек он любил и, будь его воля, усыпал бы им все свои творения. Грифф ввел моду на женские жакеты-кители, сильно приталенные пальто в стиле New Look, повторяющие популярный фасон вечернего платья, и укороченные квадратные курточки. Жак Грифф создавал костюмы для множества французских фильмов - "Разбитые мечты", "Человек на Эйфелевой башне", "Сердце на ладони"...
В 1968 году кутюрье отошел от дел. О его дальнейшей жизни сведений практически нет - кроме даты смерти в 1996 году. Духи, созданные Жаком Гриффом, считаются коллекционной ценностью. Прекрасные вечерние платья, пропитанные духом 50-х, экспонировались как произведения искусства еще при жизни автора, а теперь представлены в собраниях Технологического института моды в Нью-Йорке, Института костюма Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Музей моды и костюма в Париже.