Древнегреческая богиня, ставшая иконой современности
- Рубрика: Идеи и вдохновение
- Виды творчества: Работа с кожей
Картину «Рождение Венеры», принадлежащую кисти флорентийского художника пятнадцатого века Сандро Боттичелли, можно назвать символом эпохи Возрождения.
Божественная Венера, рожденная из морской пены, хранится в галерее Уффици во Флоренции и привлекает не меньше посетителей, чем Джоконда Леонардо да Винчи в Лувре, и является одним из самых узнаваемых произведений искусства всей мировой живописи. Венера – не просто идеал красоты, это необыкновенно сложный образ, в котором причудливо переплетаются чувственность и целомудрие, , христианство и мифология, концепция вечности и быстротечности, любовь духовная и любовь земная
Сюжет мифологический, поза богини отсылает к древнегреческой статуе Праксителя.
Но в образе богини любви просматривается Мадонна, мать Иисуса Христа. Поза стыдливо прикрывающейся Венеры символизирует плодородие и материнство. Красота, одухотворенность и нежность ее лица олицетворяет собой вселенскую любовь, в своей наготе она выглядит не менее целомудренной, чем облаченная в покрывала Дева Мария.
Прелестное лицо юной богини, как и лицо других Мадонн Боттичелли – это лицо его музы, обворожительной Симонетты Веспуччи, первой красавицы Флоренции, в которую влюблен был Джулиано Медичи, и, вероятно, сам Боттичелли.
Обессмертив образ прекрасной флорентийки, художник сумел создать шедевр, который не теряет своей притягательности и спустя 500 лет, и Венера-Симонетта, пройдя через века, превратится из иконы эпохи Возрождения в настоящую поп-икону нашего времени. С легкой руки Энди Уорхола богиня древнегреческой мифологии становится иконой современности наряду с Мерилин Монро, Джеки Кеннеди, банки супа «Кэмпбелл»…
И с тех пор появилось бесчисленное количество интерпретаций Венеры, в самых невероятных произведениях, она вдохновила великое множество художников, дизайнеров, звезд, моделей и рекламщиков.
В прошлом году я попала на выставку в Музее современного искусства Тренто и Роверето (Италия), которая называлась БОТТИЧЕЛЛИ. ЕГО ВРЕМЯ. И НАШЕ ВРЕМЯ, где были представлены некоторые из таких произведений. Это тоже бесспорные шедевры современного искусства с 1960-х годов до наших дней, и их появление означает, что диалог между классическим и современным искусством постоянно продолжается, и что Боттичелли – это один из главных стержней этой взаимосвязи.
Вот видение Венеры колумбийским художником Фернандо Ботеро, чей стиль изображения преувеличенных форм получил название "ботеризм".
А здесь произведение, которое произвело на меня сильное впечатление. Вик Муниц, бразильский художник, который не использует красок и с помощью других средств создает свою версию самых известных произведений. Изображение выложено с помощью огромного количества болтов, гаек, шайбочек, шестеренок, проводов, шнуров, пружинок и прочих запчастей всевозможных электроприборов и различного технологического мусора. Для автора этого грандиозного проекта цель состоит в том, чтобы заставить людей понять, что картина — это иллюзия: если вы видите ее на расстоянии, вы можете оценить ее такой, какая она есть, но вблизи она имеет уже другой смысл. И смысл этот состоит в том, что и отходы могут быть полезными.
А эта инсталляция выполнена с использованием живой фигуры. Это самый известный блогер и инфлюенсер Италии Кьяра Ферраньи, стоящая на пьедестале на фоне картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», что характеризует современное влияние таких фигур на общественное сознание, как когда-то изображение влияло на не умеющих читать людей.
Дальше приведу несколько картин с использованием темы «Рождение Венеры» вне выставки, которые показались мне наиболее интересными.
Персонажи индийского сказания Махабхараты, которые создал Неха Капил, индийский художник. «Рождение Сатьявари». Индийская Венера...
Китайская Венера... Известный китайский художник Инь Ксин переделывает произведения западно-европейской живописи на китайский лад. В этот раз он обратился к образу Венеры.
Витрина в одном из магазинов Флоренции. Снова Боттеро?
А вот несколько переделок Венеры под стиль известных художников ХХ-го века.
Здесь просматривается Тамара де Лемпицки
Следущая картина нас отсылает к Магритту
Ну и на третьей картине несложно угадать связь с Пабло Пикассо
Венеру не обошли своим вниманием и программисты. Вот как нейросеть оживила красавицу эпохи Возрождения.
На первой картинке девушка выглядит слишком современной и уверенной в себе. Ей не хватает кротости и мечтательности боттичеллиевской богини.
Следующий образ мне видится ближе всех к замыслу Боттичелли. Прекрасные нежные черты и задумчивый одухотворенный взгляд... Но почему сеть проигнорировала золотые локоны Венеры, превратив ее в кареглазую шатенку?
Последний образ хорош внешне. Золотые волосы, ясные чистые черты лица соответствуют. Но выражение явно не то. В отличие от новорожденной Венеры, еще не вошедшей в мир, эта девушка точно знает, где находится и чего хочет.
А вам какая из оживленных венер кажется наиболее похожей на ботичеллиевскую?
Ну и в заключении, представляю мое изделие, выполненное из кожи в технике аппликации. Я не могла обойти вниманием столь выдающееся произведение искусства и столь притягательный образ, прошедший через века.
А какие интерпретации Венеры вы знаете? Поделитесь!