«Упаковка сама по себе может рассказать целую историю» — интервью с основателем магазина упаковки для ручных изделий
- Рубрика: Идеи и вдохновение
- Виды творчества: Упаковка из бумаги и картона, Упаковка своими руками
Сегодня мой гость — основатель магазина упаковки «Selfpacking» для handmade-мастеров — Попов Иван.
— Театр начинается с вешалки, а любая авторская работа для покупателя начинается с упаковки. Иван, расскажите, пожалуйста, как создается упаковка?
— Да, Наталия, вы правы, на рынке любых товаров, а тем более авторских, упаковка играет если не ключевую, то очень важную роль. В то же время, изделия ручной работы настолько разнообразны, что придумать для них универсальную упаковку необычайно сложно. В ходе анализа отечественного и зарубежного рынка нам удалось найти компромисс, чтобы сделать несколько типов коробочек, которые закрывают основные потребности мастеров.
А для тех, кому нужно что-то особенное, необычное и "с перламутровыми пуговицами" - это целый творческий процесс, включающий в себя отрисовку векторного макета в таких программах как AutoCAD или CorelCAD, вырезание пробника и проверку его на собираемость, на вместимость в коробку изделия, изготовление нового штампа, подбор бумаги и вырубка тиража. Для эксклюзивных и технически сложных изделий макет разрабатывается в специальных системах автоматизированного проектирования (САПР), которые учитывают толщину и плотность материала, осуществляют автоматическое масштабирование элементов и визуализируют готовое изделие.
Каждая новая коробочка для нас — это история становления мастера, а не просто картонная упаковка.
— Расскажите, пожалуйста, как происходит выбор картона?
— Selfpacking — это самосборные коробки, для которых используется плотный картон. Самый красивый — это дизайнерский картон, окрашенный в массе. Но, чем больше его плотность, тем больше цена, поэтому мы остановились на плотности картона 250-300 гр/кв.м. Этого достаточно, чтобы коробка держала форму.
Более бюджетный вариант — белый мелованный картон. Выглядит прилично, может быть окрашен в любой цвет, если требуется, и при плотности даже 350 гр/кв.м. остаётся доступным для широких масс.
Совсем эконом-вариант картона для упаковки — хром-эрзац – делается в основном из макулатуры. Мы решили, что не будем работать с этим материалом, потому что считаем, что авторские работы достойны лучшего.
Отдельное направление — двухслойный и классический трехслойный микрогофрокартон. Первый выполняет больше декоративную функцию, отлично подходит под эко-стиль и стиль рустик, второй же используется не только как первичная упаковка, но и как транспортная.
В настоящее время также востребованы коробки с окошком или полностью прозрачные из пленки ПВХ, но мы в этом году решили пока отказаться от работы с пленкой и вывели из ассортимента коробки для пряников с прозрачной крышкой.
— Иван, а почему Вы отказались от пленки? Наверняка, должны быть причины.
— Да, Наталия, вы правы! Коробки для пряников с прозрачной крышкой были введены в ассортимент через 4-5 месяцев после открытия магазина и сразу стали популярны за счет своей цены и размеров. Но в процессе работы появилось два фактора, которые добавили "ложку дегтя в бочку меда". Первый, от поставщиков стал приходить царапанный материал, который приходилось отбраковывать и с титаническими усилиями производить замену. Второй, при розничной отправке коробок разного размера, приходилось каждый размер пленки дополнительно упаковывать пакет, чтобы она не поцарапалась, что вызывало определенные затраты времени при упаковке. И если со вторым еще можно было бороться, то первый пункт совершенно выбивал из колеи.
Конечно, можно использовать импортную пленку, которая имеет защитный слой с обеих сторон. Но, во-первых, это на порядок удорожает изделие, а во-вторых добавляет хлопот мастеру по снятию пленки при сборке коробки.
Решение о выводе из ассортимента коробок с прозрачной крышкой далось нелегко, тем более что уже была разработана линейка коробок для украшений с прозрачным верхом. Но пока так.
— Иван, по каким принципам Вы бы посоветовали мастерам выбирать упаковку для своих работ?
— Наталия, на самом деле критерия всего два. Это размер коробки и назначение.
Размер коробки имеет определяющее значение. Как правило, в сегменте розничной упаковки не используются ложементы, которые будут удерживать изделие внутри коробки, поэтому мастер должен стремиться к тому, чтобы размер коробки оптимально подходил под изделие.
Фактор "Назначение" более широк. Стив Джобс говорил "Упаковка сама по себе может рассказать целую историю". Вот взять вас, например, вы так декорируете коробку, что сама она - уже произведение искусства. Другие видят в коробке просто красивый аксессуар, третьи — транспортный бокс, который доставит их изделие в целости и сохранности, а для кого-то коробка является местом будущего хранения изделия у конечного получателя. В этом контексте одна и та же коробочка для разных мастеров имеет разное назначение.
В процессе работы мы выявили три основных требования от заказчика — коробочка должна быть красивой, недорогой и достаточно плотной для пересылки почтой без дополнительной упаковки.
По опыту пересылку почтой, как и любыми курьерскими службами, между городами без дополнительной упаковки может выдержать только микрофрокартон или достаточно плотный (от 2-3 мм) кашированный переплетный картон. Однако первый красивый найти достаточно сложно, второй будет красивый, но не будет недорогой.
Самосборные коробки из дизайнерского картона визуально красивы и относительно недорогие в своей нише, а для пересылки почтой можно использовать самый распространенный трендовый ныне pop-it — транспортную пупырку. Два слоя пупырчатой плёнки надежно защитят любое отправление от повреждений. Кроме того, самосборная упаковка занимает минимум места при отправке и хранении.
Тем не менее, некоторые изделия в кашированных коробках смотрятся гораздо богаче, поэтому если нужно произвести wow-эффект, на упаковку придется раскошелиться.
— Иван, благодарю вас за интервью на такую актуальную тему, как упаковка. Удачи и процветания вашему магазину!
Наталия Смирнова,
член Творческого Союза Художников России, дизайнер